Социальные аспекты внутренней миграции

Страница 1

В 1990-е годы потоки внутренних миграций направлялись с северо-востока на юго-запад, мигранты из стран СНГ также оседали в освоенной части страны, особенно на Юге и в Центре. Результатом стало разделение России на две зоны: миграционной убыли и прироста, граница между которыми достаточно устойчива и проходит по северному контуру главной полосы расселения - по Карелии, Вологодской области, северу Урала, Томской области.

Рис. 1 - Карта. Суммарный коэффициент миграционного притока по регионам России, 1993-2001 гг.

Почти все территории к северу и востоку от этой границы в 1990-е годы теряли население, за исключением нефтегазодобывающих автономных округов Тюменской области и Хакасии (рис. 1). В зоне миграционного прироста максимальными показателями выделялось южное пограничье (кроме большинства республик Северного Кавказа и Калмыкии), некоторые области Черноземья и эксклавная Калининградская область).

Миграции 1990-х годов не могли служить индикатором социально-экономического развития принимающих регионов, они носили стрессовый характер - население перемещалось из зон конфликтов в России и в странах СНГ и оседало в приграничных регионах или в сельской местности с более дешевым жильем. Реальным индикатором более благоприятной социально-экономической ситуации был только миграционный приток в столицу и нефтегазодобывающие округа Западной Сибири. В восточных регионах миграционный отток явно указывал на социальное неблагополучие (рис. 2).

Рис. 2

После завершения стрессовых миграций территориальная зона притока значительно сократилась, в 2001-2005 годах она стала более тесно связанной с социально-экономическим состоянием регионов и центро-периферийными различиями. Данные о миграциях за весь межпереписной период не могут показать этот перелом, они в основном отражают ситуацию 1990-х годов. Изменения 2000-х годов очень значительны. Можно проанализировать сложившуюся ситуация по нижеприведенным данным.

Снижение объемов внутренней миграции в России в последние годы рождает все больше вопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, не очень понятно, почему оно вообще сокращается.

За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:

· Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции. Одна из проблем внутренней миграции населения, имеющей существенное демографическое и экономическое значение, в том, что высокие коэффициенты миграционного прироста приходятся на регионы Центрального и Южного федеральных округов. В значительной мере это обусловлено депрессивным социально-экономическим положением субъектов РФ с отрицательным миграционным сальдо. Негативный результат - вымывание рабочей силы, консервирующее неблагополучие областей, краев и республик, из которых мигрирует население.

Таблица 1 - Основные мотивы миграции в % от количества опрошенных

Мотивы

Переселенцы и беженцы

Приехавшие на заработки

Другие

Всего

Отсутствие работы

27,9

62,6

18,8

47,6

Низкие заработки

20,7

53,2

16,5

39,9

Неблагоприятный климат

9,0

3,2

7,1

5,1

Плохая экология (загрязнение окружающей среды)

1,8

1,6

5,9

2,4

Межнациональные конфликты

29,7

2,3

8,2

9,3

Отсутствие перспектив жизни

40,5

21,3

30,6

27,1

Другое

24,3

3,5

52,9

16,4

Страницы: 1 2 3 4 5


Материалы по географии:

Современный статус Гренландии
После войны остро встал вопрос о статусе Гренландии. После референдума в 1953 г. она перестала быть колонией и стала равноправной частью датского государства, что было закреплено в конституции Дании. Коренным образом изменилась политика Дании в отношении бывшей колонии – на смену “консервации” приш ...

Равнинный Крым
Климат этой части Крымского полуострова, во многом сходный с климатом других южных областей Украины, характеризуется заметной континентальностью, большой засушливостью, умеренно жарким летом, короткой мягкой зимой с характерными, иногда сильными похолоданиями и оттепелями. Средняя годовая температу ...

Судоремонт
Судостроение и судоремонт является важным сектором экономики Португалии, объединяющим 56 предприятий и подразделяющимся на две отрасли: строительство маломерных и средних судов для рыболовного, портового и каботажного флота, а также крупный и средний судоремонт. При этом судоремонт является доминир ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru