Плотность и размещение населения

Информация о географии » География населения страны » Плотность и размещение населения

Страница 2

Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области - 40,4 чел. на 1 км. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Тюменской области - 2,3 чел. на 1 км как следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.

Среди регионов Европейской части России наименьшую плотность населения имеет Северо-Западный федеральный округ - 8,2 чел. на 1 км, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства. Внутри района самая низкая заселенность отмечается в Ненецком автономном округе, где проживают малочисленные народы севера, плотность в округе 0,2 чел. на 1 км.

Довольно пеструю картину заселенности имеет Сибирский федеральный округ. Основная часть населения его сосредоточена вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, по берегам Оби и Иртыша, а также на территориях с высокой концентрацией промышленного производства. Среди административных образований по плотности населения выделяется Кемеровская область (29,9 чел. на 1 км), более чем в 5 раз превышая показатели федерального округа (3,9 чел. на 1 км).

Самая низкая освоенность территории среди экономических районов Российской Федерации отмечается на Дальнем Востоке. В регионе, занимающем 30,4% территории России, проживает 5% численности населения страны при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,1 чел. на 1 км). Вместе с тем и внутри региона отмечаются значительные отклонения в плотности населения.

Наиболее высокая плотность характерна для Сахалинской области (6,1 чел. на 1 км), а в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе она колеблется от 0,3 до 0,1 чел. на 1 км.

Крайняя неравномерность размещения населения Сибири и дальнего Востока объясняется значительной удаленностью от развитых регионов страны, ограниченными возможностями развития транспортных магистралей (преимущественно речного и воздушного транспорта), отставанием в развитии экономико-социальной сферы, а также некоторыми историческими факторами.

Значение расселения определяется не только тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества - человек, но и его организующей ролью, экономическим и социальным значением. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов. Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, транспортные и иные взаимосвязи, концентрацию производства и степень социального развития населенных пунктов.

Городские и сельские населенные пункты являются разномасштабными первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны.

В зависимости от таких критериев, как людность, занятость в сфере промышленности или сельского хозяйства, население подразделяется на городское и сельское.

Страницы: 1 2 


Материалы по географии:

Внешняя и внутренняя политика Венгрии
Венгрия была членом Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), т.е. в политическом, военном и экономическом отношении была тесно связана с Советским Союзом. В 1955г. Венгрия стала членом ООН, в 1973 г. присоединилась к Генеральному соглашению по таможенным тарифам и ...

Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза
В 6-5-м тысячелетиях до н.э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н.э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитск ...

Развитие морских грузоперевозок по Дунаю
Развитие судоходства по Дунаю началось еще в XIX веке. В 1834 году измаильские купцы владели 20 судами, ренийские – 5 единицами флота. Чтобы вывезти товары за границу по самому короткому пути, применялся небольшой по грузоподъемности транспорт, так как Килийский рукав Дуная не позволял проходить су ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru