Заключение

Подытоживая рассмотренные показатели структуры и функционирования субарктических ландшафтов, отметим для геосистем типичной тундры следующие качественные признаки

1)небольшие запасы живого и мертвого органического вещества, причем доля первого не превышает 10 % от общего состава;

2) в мертвом органическом веществе преобладают растительные остатки, а в живой биомассе весьма заметно господствуют растения (более 95%);

3) доля животного населения невелика - менее 1 % (из них 9/10-сапрофаги), а микроорганизмов, преимущественно микромицетов, - свыше 3 %;

4) запасы живой фитомассы, в которой преобладают подземные органы, невысоки, и относительная доля зеленой фитомассы, а также надземной части незначительна;

5) первичная продукция невелика, невысока емкость биологического круговорота при азотном (с заметным участием калия и кальция) типе химизма элементов питания, обращающихся в биогеохимических циклах, и продукции средней азотистости с низкой зольностью;

6) скорость разложения растительных остатков и высвобождения химических элементов очень низкая. Доля потребления первичной продукции фитофагами не превышает 3 %;

7) общий газообмен экосистемы незначителен. Он обеспечивается преимущественно дыханием растений и микроорганизмов. Первичная продукция используется гетеротрофами очень эффективно (96,5 %);

8) степень открытости экосистем мала, т.е. степень замкнутости биологического круговорота высокая. Вклад в кислородный баланс атмосферы очень существенен;

9) выветривание минеральной части почвы значительно.

Следует отметить весьма значительные колебания показателей структуры и функционирования субарктических ландшафтов в зависимости от явлений интразональности, характера рельефа. Так, во всех подтипах тундровой зоны запасы фитомассы наименьшие на вершинах междуречий, что связано с отрицательным температурным эффектом. Даже небольшое повышение высоты приводит к выхолаживанию местообитаний, усилению действия ветра и формированию наиболее бедных тундр. Невысокая скорость разложения растительных остатков вызывает превышение мортмассы над живой фитомассой в болотных геосистемах в несколько десятков раз. В целом подчеркнем, что особенно интразональным системам свойственна низкая продуктивность, застойность (в болотах), низкая зольность.


Материалы по географии:

Транспортная сеть
Транспортный комплекс в Сибирском федеральном округе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил. Основной вид транспорта- железнодорожный. Важнейшими магистралями, обеспечивающими перевозки «Запад-Восток», являются Сибирская(Челябинск-Владивосток), Южносибирска ...

Характеристика населения
Дагестан занимает третье место по численности населения в числе других республик Российской Федерации. Здесь проживает свыше двух миллионов человек, что составляет 1,2 процента от всего населения России. Из них 58 процентов – жители сельской местности. Численность населения увеличивается динамическ ...

Транспорт
Развитие транспортной сети не удовлетворяет потребностей района. Основную долю перевозок берут на себя железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Крупными железнодорожными узлами являются Ковель, Здолбунов, Сарны, Ривне. Речное судоходство развивается по рекам Припять, Стырь, Горынь. ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru