Пространственно-временной анализ динамики уровня урбанизации Азии

Информация о географии » Урбанизация в Азии 1950-2000 г. » Пространственно-временной анализ динамики уровня урбанизации Азии

Страница 1

Город - это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции. «Крупность» города измеряется численностью живущих в нем людей, т.е. людностью. Можно еще добавить, что город характеризуется концентрацией населения и хозяйства на сравнительно небольшой территории. Один из главных факторов, характеризующих урбанизацию, - это увеличение доли городского населения над сельским.

Рис.1 Динамика городского и сельского населения Азии (1950-2050)г. [6]

По рисунку 1 видно, что, рост городского населения началось с 50х годов. Темпы прироста городского населения в Азии были особенно высокими в 50-е годы прошлого века, когда они достигали 4,5% в год. Данное явление было вызвано тем, что начальный этап индустриализации, затронувшей в основном крупные города и особенно столицы (где рост населения был еще более стремительным), прямо и косвенно способствовал увеличению числа рабочих мест. Помимо индустриализации, ускоренный рост населения столиц развивающихся стран был обусловлен созданием и расширением государственного аппарата, пришедшего на смену колониальной администрации, резким усилением культурных, образовательных и торговых функций национальных центров. Расширялась территория городов: возникла так называемая метрополизация - срастание городов с окружающими пригородными зонами.

Рис.2 Процент городского населения и агломераций по классам (1960г) [6]

По рисунку 2 видно, что в 1060 году в Азии было до 25% городского населения, и только 1 город с населением больше 10 миллионов человек – Токио. Крупных Городов с населением от 5 до 10 миллионов человек было только 2.

Рис.3 Процент городского населения и агломераций по классам (1980г) [6]

По рисунку 3, заметно, что по сравнению с 1960 годом, количество городов с населением от 5 до 10 миллионов человек увеличилось. Увеличилось и количество городов с населением от 1 до 2 миллионов человек. В некоторых странах увеличилось доля городского населения.

Рис.4 Процент городского населения и агломераций по классам (2011г) [6]

Рисунок 4 описывает картину 2011 года. По сравнению с 1980 годом, увеличилось количество городов с населением больше 10 млн. человек – 11 городов. Количество городов как и их размеры увеличиваются. Доля городского населения в странах уже 50-70%. Заметно, что в Азии процессы урбанизации идут очень высокими темпами. Особенно в Японии, Китае, Индии.

Рис.5 Процент городского населения и агломераций по классам (2025г) [6]

Выходцы из села в Азии по-прежнему формируют устойчивый приток населения в города. В миграционных потоках "село - город" различают три основных компонента. Первый включает переселенцев, перебирающихся в города на постоянное жительство. Второй компонент представлен отходниками, работающими в городах на относительно продолжительной, но временной (иногда сезонной) основе. В КНР, например, число таких мигрантов в наши дни составляет около 100 млн. человек. В общей сложности на постоянное жительство в города Азии во второй половине XX века в среднем уходило 0,6-1,0% сельского населения ежегодно. Намного выше этот показатель был в Западной Азии: так, уже в 1970-е годы из деревень ушло около 25% населения. Третий компонент, так называемая "маятниковая" миграция, представлена жителями пригородных сельских районов, регулярно приезжающими на работу в город.

Рис.6 Динамика численности городского населения основных регионов мира, 1950, 1975, 2011, 2025 и 2050 годы, миллионов человек [6]

Рис.7 Распределение городского населения по основным регионам мира, 1950, 2011 и 2050 годы, миллионов человек. [6]

Одними из основных характеристик урбанизации является динамика численности городского населения (Рис.6) По этому показателю Азию является несомненным лидером с 1975года, причем своих ближайших преследователей она опережает в 2,5 раза. Если рассматривать распределение городского населения по регионам (Рис. 6), можно сказать: уступая Европе в 1950 году, к 2011 году уже Азия опережала Европу в 3 раза. То есть в 2011 году на территории Азии проживало 50% всего городского населения мира, в Европе – 16%

Во второй половине столетия наряду с резким ускорением демографического роста важными причинами значительных перемен в жизни населения стали индустриализация и урбанизация.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Новгородская область
Политическая подсистема Законодательная власть Новгородская областная Дума Судебная власть Представлена федеральными и региональными судами, а так же мировыми судьями. Исполнительную ветвь власти возглавляет Правительство области. Политическая система оценивается как геополитическая неполнота, из-з ...

Освоение принципиально новых источников энергии
Многие ученые считают, что если иссякнет нефть, человечество, наверняка сможет поставить на службу человеку энергию водорода или термоядерного синтеза. На деле же развитие этих технологий идет слишком медленно, чтобы они могли сразу заменить нефть. Великие державы просто не желают вкладывать в реше ...

Транспортное машиностроение
Производство транспортных средств – вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru