Политика урбанизации в Китае и Индии

Информация о географии » Урбанизация в Азии 1950-2000 г. » Политика урбанизации в Китае и Индии

Страница 1

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то сейчас около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай — традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.

Рис.8 Динамика численности городского и сельского населения в Китае за 1950 – 2050гг.[6]

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения, однако по абсолютной численности горожан страна уже тогда была мировым лидером. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начало принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы. Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г . горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г ., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан — 70%.

В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа. По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков — великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом" [4, с.231]

Дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г . по 2002 г . 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42 [5]

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, систему городского планирования, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г . Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань.

Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов.

Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Развитие водного транспорта
Важнейшая отрасль сферы обращения. Перевозка товаров и рабочей силы составляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процесса производства в сфере обращения. В Астрахани транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других городах России - в частн ...

Политический строй Алжира
АЛЖИР, Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На арабском языке звучит как аль-Джезаир («острова»); это название своим возникновением обязано небольшим островам вблизи столицы, портового города Алжир. Около 4/5 территории страны занимает пустыня Сахара. На сев ...

Инвестиционные рейтинги региона
Инвестиционный рейтинг города – 1B, что означает высокий потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов город занимает 20-е место по инвестиционному риску и 2-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший - экологический. Наибольший инв ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru