Вопрос о том, обладают ли республики в составе Российской Федерации государственным суверенитетом, не является праздным. От определенного решения этого вопроса в федеральном и региональном конституционном законодательстве зависит стабильность в обществе и государстве, направление, принципы и формы развития федеративных отношений в России.
Несмотря на однозначное решение в Конституции Российской Федерации вопроса о единстве государственного суверенитета Российской Федерации, данный принцип не соблюдается на иных уровнях власти. Камень преткновения - жизнеспособность идеи суверенитета республик.
После принятия Конституции РФ 1993 года большинство республик не стали спешить с отменой деклараций о государственном суверенитете. Некоторые из республик, например Башкортостан, Бурятия, в своих новых конституциях, принятых уже после вступления в силу федеральной Конституции, вновь определили себя суверенными государствами.
Государственный суверенитет республик признается и в договорах, заключаемых между республиками. Так, в преамбуле договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и республикой Башкортостан от 24 мая 1994 года указывается на взаимное признание государственного суверенитета обеих сторон. Подписанный в Уфе 18 августа 1994 года договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия констатирует их государственный суверенитет. Таким образом, Башкортостан как бы берет на себя право Российской Федерации на признание другого суверенного государства.
Отказ от признания основ конституционного строя и принципов федеративного устройства России и создание собственной модели отличает в первую очередь конституционное законодательство Татарстана и Башкортостана.
Действующие конституции этих республик закрепляют, по сути, конфедеративный способ связей. Республика рассматривается как суверенное государство, строящее свои отношения с Федерацией путем делегирования ей предметов ведения и полномочий на основе договора. Договору с федеральными органами государственной власти отдается приоритет перед федеральными законами и Конституцией России.
Представляется, что позиция по данному вопросу должна основываться на ст. 4 Конституции Российской Федерации, определившей верховенство федеральных законов как одно из основных свойств государственного суверенитета Российской Федерации. Это подразумевает приоритет федеральных законов и Конституции РФ над договором и означает, что основной формой разграничения предметов ведения и полномочий должен быть признан федеральный закон, в то время как договор необходимо рассматривать в качестве дополнительной к федеральному закону формы правового регулирования.
Представляется важным обозначить тенденции развития договорных форм регулирования, подрывающие государственный суверенитет Российской Федерации. Среди них следует выделить, прежде всего, практику использования договора в качестве формы отказа от конституционно закрепленной на федеральном уровне концепции единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации и осуществления попытки проведения идей государственного суверенитета составных частей Федерации.
Тенденция отхода от конституционно закрепленного требования единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации наиболее ярко обозначена первыми тремя договорами, заключенными в 1994 году с Татарстаном, Башкортостаном и Кабардино-Балкарией. И по форме, и по содержанию данные договоры выходят за пределы договорного регулирования, определенные ст. 11 Конституции Российской Федерации, и устанавливают фактически конфедеративный способ связи.
Материалы по географии:
Сельское хозяйство
Разнообразный природные условия области позволяют развивать сельское хозяйство, как земледелие, так и животноводство. Во всероссийском масштабе сельское хозяйство области занимает скромное место, оно не составляет и 1% сельскохозяйственного производства. В Восточно-Сибирском экономическом районе ...
Классификация международного
туризма
В настоящее время туризм классифицируется: По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; ...
Экология
В четвертичный период неоднократное чередование ледниковых и межледниковых эпох оказало большое влияние на развитие природы Нидерландов. Вдоль берегов Нидерландов тянется пояс дюн, который наиболее полно сохранился на западе, где достигает в высоту от 20 до 56 м. Дюнный пояс защищает от наводнений ...