Заключение

Переход к рыночной экономике невозможен без научной обоснованности развития региональной экономики, в том числе в области размещения и развития производительных сил.

Факторами, оказывающими существенное влияние на развитие и размещение производительных сил в регионах Российской Федерации, являются:

- природноресурсный потенциал (количество и виды природных ресурсов, их геологические характеристики, условия добычи, использования и т.д.);

- демографический фактор (в первую очередь, численность и структура населения, трудовые ресурсы и др.);

- социальная инфраструктура;

- экологические (уровень рационального природопользования, экологи-зация экономики и др.);

- технико-экономические (трудоемкость, материалоемкость, энерго-емкость, водоемкость, транспортабельность продукции и др.);

- экономические (оценка экономико-географического потенциала региона, транспортное положение, стоимость основных фондов, показатели ВВП, эффективность производства и др.);

- технологические (уровень существующих технологий, влияние научно-технического прогресса на возможный уровень техники и технологии).

Для каждой отрасли промышленности характерен свой набор и сочетание основных факторов, влияющих на ее размещение.

Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу террито-риальных пропорций развития производительных сил.

Изучение размещения и развития производительных сил опирается на довольно широкий круг методов и способов, позволяющих выявить закономерности и определить наиболее рациональный вариант размещения и развития производительных сил.

[1] Алексеев А.И., Бабурин В.Л., Гладкевич Г.И., Горлов В.Н., С.А.Ковалёв, Хрущев А.Т. и др. Экономическая и социальная география России. – М.: Дрофа. 2004. –с. 70.

[2] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 30.

[3] Экономическая и социальная география. Дронов В. П., Ром В. Я. - М.: Просвещение, 2003. – с. 58.

[4] Озорнова Л.М., Катункина Е.В. Региональная экономика: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск.: НГУЭУ, 2006. – с. 77.

[5] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001. –с . 104.

[6] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2006. –с . 85.


Материалы по географии:

Транспортный комплекс
1.Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутс ...

Географическое положение
.ru ...

Роль и проблемы столицы
Столицы играют важную роль в жизни стран, выполняя как политические (государственное управление), так и экономические, социальные, культурные, научные, военно-стратегические функции. В столице могут сочетаться функции столичные (политические) и нестоличные (экономические, культурные, административн ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru