Экономическое районирование и регионализм

Информация о географии » Экономическая география и регионалистика » Экономическое районирование и регионализм

Страница 1

1.

Решение экономических и социальных проблем в регионах России во многом определяется степенью их инвестиционной активности. Для ее проявления в настоящее время условия неблагоприятные. Сегодня страна нуждается в комплексе взаимосвязанных, системных мероприятий, направленных на стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов России. Прежде всего, необходимы инвестиции для производства наукоемкой продукции. Уменьшение инвестиций связано с сокращением числа инновационно активных предприятий, не создан национальный инвестиционный режим, который стимулировал бы отечественных инвесторов вкладывать средства в российское производство.

Распределение инвестиций по регионам России крайне неравномерно. Наибольший объем прямых инвестиций имеет ограниченное количество регионов.

Ориентация на развитие рыночных отношений предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда, и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой научно-технической основе. Решение этих задач невозможно без дальнейшего формирования и развития ТПК и промышленных узлов.

Необходима модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки, прежде всего, старопромышленных районов и крупных городских агломераций.

Прикладное районирование позволяет эффективно решать социальные, экономические, и политические проблемы. Имеет большое прикладное значение, поскольку учет особенностей пространства может привести к существенному экономическому эффекту или предотвращению потерь.

2.Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская, Кемеровская, Читинская области, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;

3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Параллельно с экономическими районами РФ начинают зарождаться новые формы территориальной организации производства, это – зоны действия крупных корпораций (например, Лукойл). Структура строится исходя из интересов этой компании, она контролирует чиновников на всех уровнях.

3.

В результате делимитации и демаркации границы между РФ и КНР, Россия уступила Китаю в 1996-1998 годах 1248 км² своей территории.

До образования СССР из России вышли Польша, Финляндия, Аляска.

В 1905 году отошли половина острова Сахалин и Курильские острова. Потом они были обратно присоединены к России.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Территориальные особенности демографического развития
Население области составляет: 161 тыс. человек (2010), плотность населения: 0,35 чел/км2 (2009). Удельный вес городского населения: 95,3 % (2009), по этому показателю область уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу. (Средний показатель по Дальнему востоку — 74 %). Около 70 % населения проживает в М ...

Политическое устройство
Форма правления – конституционная монархия. Форма государственного устройства – унитарное государство. Крупнейшие партии страны: Христианско-Демократический призыв (ХДП) с центристских позиций, социал-демократическая «Партия труда» (ПТ) , праволиберальная «Народная партия за свободу и демократию» ( ...

Способы хранения информации
Для управления земельными ресурсами на любом административно-территориальном уровне необходим комплекс земельно-кадастровых данных, так как для всех иерархических управленческих ступеней требуются сведения о пространственных характеристиках территории и совокупности количественных и качественных по ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru