Машиностроительный комплекс РФ

1.Российский тип машиностроения стал формироваться в конце 19 века. Это огромный, емкий внутренний рынок, низкое качество продукции, слабая транспортная сеть, преобладание железнодорожных перевозок, малый экспорт, универсальность оборудования. Развитое производство заготовок, а часто и всех стадий производства в одном месте. Подобный тип машиностроения существовал в Польше, Германии (бассейн Рура).

2.

Машиностроительный комплекс является самым фондоемким, трудоемким и производит около 20% (1989 г.) валовой продукции промышленности РФ (в 1996 г. »15%). 75% машиностроительной продукции реинвестируется в самом же комплексе, только так можно обеспечить необходимый уровень технического прогресса, проводить своевременное обновление технологического оборудования.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Разделение труда в условиях НТП неизбежно ведет к выделению новых производств и все более глубокой их специализации. Внутри машиностроения можно различать:

а) отрасли предметной специализации – например, энергетическое, транспортное и с/х машиностроение, производство технологического оборудования и т.п.;

б) отрасли подетальной специализации – производство запасных частей, подшипников, металлоконструкций и др.;

в) отрасли технологической специализации – производство литья, кузнечно-прессовых изделий и т.д.

В территориальном разрезе эти группы отраслей имеют разные сферы влияния. Так, отрасли предметной специализации отличаются наиболее широкими связями по сбыту продукции. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерно обслуживание потребностей одного или нескольких экономических районов. Производство ремонтных работ имеет, как правило, местное значение.

На другой тип организации производства перешли те отрасли машиностроения, где требуются высокие технологии и небольшой объем выпуска продукции.

3. Сейчас в России преобладает классический российский тип (см. задание 1). Будущее РФ за американским способом организации машиностроения, когда в центре находится сборочный завод, а по радиусу до 100 км расположена масса небольших производств (с численностью рабочих 50-100 чел.), выпускающих комплектующие (высокоспециализированные малые фирмы, зависящие от основного производства). В результате возникает крупносерийное производство.


Материалы по географии:

Человеческий потенциал
Санкт-Петербург – четвертый город в Европе по численности населения – после Лондона, Москвы и Парижа. Численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 января 2008 года составила 4568,0 тыс. человек. В 2007 году в Санкт-Петербурге зафиксировано некоторое улучшение демографической ситуации – к ...

Инвестиционная политика
Ограниченность инвестиционных ресурсов в 1991–2000 годах обусловила процесс свертывания капитального строительства. Начиная с 1991 года, ежегодное падение объемов капитальных вложений составляло от 8,0 до 20,0 процента по отношению к предыдущему году. К началу 1999 года инвестиции уменьшились более ...

Особенности экономики Гренландии
В 1985 году Калааллит Нунаат вышла из рядов Общего рынка, не желая подчиняться политике единого ценообразования и квотирования экспорта рыбы и морепродуктов, принятой ЕЭС. Но это не спасло экономику острова от трудностей, обусловленных бедностью ресурсов и неразвитостью промышленности. В настоящее ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru