Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана

Информация о географии » Северный Ледовитый океан » Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана

Страница 1

Михаил Васильевич внес огромный вклад в морскую науку, в изучение морей. Он мечтал, в мемуаре, написанном в 1762 году: «Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Причем, вопреки распространенному в то время мнению, что у Северного полюса находится обширная суша, он прозорливо расположил океанские просторы. И наметил схему течений в Северном Ледовитом океане около полюса с востока на запад. Он предвидел существование Северной Земли, открытой только в 1913 году (спустя 150 лет). Занимался разработкой учения о приливах. Уделял много внимания совершенствованию и созданию приборов для мореплавания. Уступая его настойчивым предложениям, в мае 1764 года Екатерина II дала согласие на высокоширотную экспедицию, возглавляемую Василием Яковлевичем Чичаговым.

Сама же экспедиция вышла в море в 1765 году, чтобы пройти от о. Шпицберген до Камчатки, через околополюсной район и Берингов пролив, в ходе экспедиции предполагалось вести наблюдения за состоянием погоды, воды, льда, берегов, описывать животный мир, камни и минералы, а также внешний вид и образ жизни встреченных жителей.

Летом 1764 года к западному побережью Шпицбергена ушел первый вспомогательный отряд, который вез избы, амбар, баню и запасы продовольствия по случаю зимовки основной экспедиции.

В мае 1765 года три корабля с экипажем 178 моряков, три кормщика и 26 поморов – промышленников вышли в море, но льды не дали продвинуться на север и пришлось возвращаться в Архангельск.

Вторая попытка позволила дойти до 800 30?, дальнейший путь закрыт был тяжелыми льдами и Чичагов вернулся в Архангельск, не выполнив поставленного перед ним задания.

Профессор Зубов так характеризовал эту экспедицию: «С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе, не теряя один другого из виду. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы твердо знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима. Пройти через Северный Ледовитый океан в околополюсных районах не только на парусных судах, но даже на современных мощных ледоколах невозможно». Маршрут, указанный Ломоносовым, стал реальностью только в XX веке, с появлением атомных ледоколов.

Историко-географ Д.М. Лебедев так оценил роль великого помора: «Труды М.В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны – они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…».

III страница устного журнала. Новая Земля и ее исследователи

Эпиграф. «Я расскажу вам как было, а вы судите, как угодно»

Первые русские люди побывали на Новой Земле ещё в XIII и XIV веках. Исследования же начались в начале XIX века. Правда, впервые русские моряки отправились исследовать Новую Землю 10 июня 1768 года. Возглавлял экспедицию Федор Розмыслов.15 августа шхуна подошла к проливу Маточкин Шар, разделяющему северный и южный острова архипелага Новая Земля. Они произвели опись берегов пролива, шхуна вышла в Карское море, но путь преградили льды, на судне открылась течь, пришлось возвращаться в Архангельск.

В 1821 году предприняли новую попытку попасть на Новую Землю на бриге «Новая Земля» для описи берегов Новой Земли, под командой двадцатитрехлетнего лейтенанта Федора Петровича Литке, но приблизиться к берегам Новой Земли не удалось – мешали ледяные поля – и им пришлось вернуться в Архангельск.

В 1822 году, после описи Мурманского побережья, Литке подошел к Новой Земле. Направившись на север вдоль западного побережья, Литке через несколько дней дошел до ледяных полей, и им пришлось опять вернуться.

В 1823 году Литке третий раз отправился к Новой Земле, им удалось описать берега пролива Маточкин Шар, описать южные берега острова Южный, описать остров Колгуев, его северный берег. Было сделано очень много благодаря мужеству и трудолюбию матросов.

В 1824 году Литке в четвёртый раз отправился на Новую Землю. Но тяжелые льды не дали дойти до северной оконечности Северного острова и пройти дальше на север, не смог он проникнуть и в Карское море.

По прибытии на материк Ф, П. Литке пишет книгу о своем путешествии, которая принесла ему известность и признание в научном мире.

Только в 1832 году на частные средства торгово-промышленной компании архангельского купца Брандта и ученого лесничего Клокова были снаряжены для этих целей два судна – шхуна и карбас.

Шхуной командовал лейтенант Василий Андреевич Кротов, ему было дано задание – пройти к проливу Маточкин Шар, пройти им в Карское море, а затем следовать к устью Енисея.

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Миасс в истории Урала
Наш край имеет удивительную историю и богатые традиции. История Урала представляет большой интерес как с точки зрения познавательной, так и в плане понимания долговременных тенденций развития общества, которое необходимо всем, кому не безразлично настоящее и будущее страны и родного края. Уральский ...

Развитие нефтяного сектора
В 2000 – 2009 гг. быстрыми темпами развивалась транспортная инфраструктура нефти. За 2000 – 2006 гг. была сформирована альтернативная транзиту через Прибалтику система прямых поставок на рынки Северо–Западной Европы – Балтийская трубопроводная система; модернизированы участки нефтепроводов акционер ...

Транспорт
2006 2007 2008 Перевезено пассажиров транспортом общего пользования (млн. чел.) 203 184,2 186,8 Среднее количество поездок в годна 1 жителя 396 360 366 Перевозка пассажиров в г. Рязани осуществляется четырьмя видами транспорта: автомобильным (автобусы и маршрутные такси), троллейбусным, трамвайным ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru