Модель центральных мест В. Кристаллера

Информация о географии » Теория размещения городов » Модель центральных мест В. Кристаллера

Докторская диссертация немецкого ученого Вальтера Кристаллера "Центральные места Южной Германии" была опубликована в 1933 г. В ней была изложена теория оптимального размещения городов, призванная улучшить территориальную организацию общества и усовершенствовать административно-территориальное деление Германии.

Прежде чем разобраться в логике рассуждений В.Кристаллера, необходимо рассмотреть термины, используемые в модели:

· ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО - синоним города, центр для всех других населенных пунктов данного района, обеспечивающий их "центральными товарами" и "центральными услугами";

· ДОПОЛНЯЮЩИЕ РАЙОНЫ- территории, обслуживаемые центральными местами;

· КОНУС СПРОСА - радиус зоны сбыта центральных товаров, нижний предел которого определяется пороговым размером рынка, а верхний - расстоянием, вне которого центральное место уже неспособно сбывать свой товар(количество сбываемого товара сокращается с ростом расстояния, т.к. увеличиваются транспортные расходы). В размещении городов в модели Кристаллера существует четкая зависимость между их размерами и уровнем развития функций центра розничной торговли.

Центры более высокого порядка большей людности представляют широкий набор товаров и услуг, низкого (меньшей по сравнению с первыми людности) порядка - меньший набор товаров и услуг. Наглядный пример организации территории по принципу центральных мест - размещение учебных заведений: в городе - областном центре обязательно есть 1-2 высших учебных заведения, где учатся преимущественно жители данной области, в районных центрах данной области вузов, как правило нет, зато есть стандартный набор средних учебных заведений, где обучается молодежь данного района; а в деревнях, в зависимости от числа жителей, работают средние или только начальные школы. Таким образом, по мере продвижения вверх по лестнице образования, число учебных центров уменьшается, количество обучающихся растет, растут и дополняющие районы. Аналогичная зависимость существует, например, и в размещении больниц.

Кристаллер сформулировал выявленные закономерности следующим образом: группа тождественных центральных мест имеет шестиугольные дополняющие районы, а сами центральные места образуют правильную треугольную решетку. (Рис. 5)

Размещение городов в модели Кристаллера обеспечивает оптимальное перемещение потребителей товаров и услуг - к самым близким к месту их проживания центральным местам. Таким образом рыночная, транспортная инфраструктура и административная структура оптимизируются.


Материалы по географии:

Культурологические аспекты
Дошкольные учреждения (главным образом частные) для детей 4-6 лет. В 1974 в детских садах воспитывалось около 20,3 тысяч детей. Обязательное 6-летнее обучение детей 6-12 лет. В 1974-1975 учебном году в начальных 6-летних школах, большая часть которых частные, обучалось 91,7 тысяч учащихся, в средни ...

Стартовый рейтинг развития региона
Рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, в котором регионы упорядочены по уровню развития: наиболее развитый регион занимает первое место, наименее развитый — последнее. Таблица устроена следующим образом: В первом и последнем столбцах находятся места каждого региона в стартовом р ...

Социально-культурное развитие
Образование. Официально обязательным является начальное образование (4 года), которое дети могут получить с 6-летнего возраста. Среднее образование (7 лет) начинается с 10 лет и проходит в два цикла по 4 и 3 года. В 2004 начали работу 29 тыс. новых школьных учителей. Обучаются 3 млн. школьников и с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru