Освоение месторождений в новых нефтегазоносных провинциях пока сдерживается отсутствием транспортной инфраструктуры и организационно–экономическими факторами. Недостаточный для компенсации падения добычи в старых нефтедобывающих регионах рост производства в 2008 г. в Лено–Тунгусской и Тимано–Печорской провинциях произошел в результате переноса АК "Транснефть" сроков завершения строительства первой очереди нефтепровода ВСТО (трубопроводная система "Восточная Сибирь–Тихий океан"), изменения НК "Роснефть" графика ввода в эксплуатацию Ванкорского месторождения, более позднего ввода в эксплуатацию НК "Лукойл" Южно–Хыльчуюского месторождения. Произошло смещение сроков перехода на круглогодичную добычу нефти в рамках проекта "Сахалин – 2"; пройден пик добычи нефти в рамках проекта "Сахалин – 1", в результате в 2008 г. добыча здесь снизилась на 18 % относительно 2008 г.
Незначительное увеличение добычи нефти у компаний "Татнефть" и "Башнефть" связано с переводом на дифференцированный расчет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) ряда месторождений компаний с трудноизвлекаемыми запасами, на поздних стадиях эксплуатации. Компаниями осуществляется значительные инвестиции в бурение новых скважин, разработку и внедрение технологий увеличения нефтеотдачи с помощью вторичных и третичных методов, повышение коэффициента нефтеизвлечения.
По мощности и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Переработку жидких углеводородов осуществляет 27 крупных нефтеперерабатывающих заводов, 46 мини – НПЗ и два конденсатоперерабатывающих завода.
Экспорт нефти из России в 2008 г. составил около 237,8 млн. тонн, что ниже показателя предыдущего года на 6,6 %. Снижение экспорта нефти, существенно превышающее падение её добычи, связано с особенностями налогообложения нефтяного бизнеса, когда экспорт полупродуктов – мазута и дизельного топлива, которые в дальнейшем используются во вторичной переработке в Европе, коммерчески выгоднее.
Основная часть экспорта в ближнее зарубежье осуществлялась в Белоруссию – 21,13 млн. тонн, Казахстан – 7 млн. тонн, Украину – 6 млн. тонн.
Таблица 2 – Структура экспорта нефти из России в 2007 – 2008 гг.
Направление |
2007 г. |
2008 г. | ||
млн. т |
% |
млн. т |
% | |
Дальнее Зарубежье |
216,6 |
85,11 |
203,1 |
85,41 |
Ближнее Зарубежье |
37,9 |
14,89 |
34,7 |
14,59 |
Всего |
254,5 |
100 |
237,8 |
100 |
Благодаря высокой цене на нефть на мировых рынках рост её добычи в стране проходил значительно более быстрыми темпами, чем предполагалось в самых оптимистичных вариантах "Стратегия – 2020". Активно развивалась транспортная инфраструктура: в течение нескольких лет была сформирована альтернативная транзиту через Прибалтику система прямых поставок нефти на рынки Северо–Западной Европы; с использованием самых современных технологических решений ведётся строительство нефтепровода "Восточная Сибирь–Тихий океан"; проведена модернизация участков системы нефтепроводов АК "Транснефть"; реконструкция портов в Новороссийске, Находке и др. Но при этом воспроизводство сырьевой базы не отвечало быстро растущей добыче нефти, неудовлетворительно производились сбор и утилизация попутного нефтяного газа, по–прежнему низкими оставались качество разработки нефти, медленно росли объём и глубина её переработки.
Материалы по географии:
Этнодемографическая характеристика
Основные этнические группы населения (перепись 1971): выходцы из Индии — 36%, креолы — 30%, выходцы из Индонезии, главным образом яванцы, — 18%, негры —11%, китайцы — 2% , европейцы — 2%, индейцы (карибы и др.) и так называемые лесные негры (потомки беглых рабов) — 1%. Официальный язык — нидерландс ...
Население
Население Лихтенштейна состоит в основном из немецкоговорящих жителей. По численности населения это одна из самых маленьких стран Европы - она занимает четвёртое место с конца, будучи более населённой только чем Монако, Сан-Марино и Ватикан. Население Лихтенштейна на 31 декабря 2011 года составляло ...
Пространственно-временной анализ динамики уровня урбанизации Азии
Город - это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные, организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции. «Крупность» города измеряется численностью живущих в нем людей, т.е. людностью. Можно еще добавить, что город характе ...