Значение черной металлургии в хозяйственном комплексе России

Информация о географии » Экономико-географическая характеристика Сибирской металлургической базы » Значение черной металлургии в хозяйственном комплексе России

Страница 1

Черная металлургия России включает предприятия и организации по добыче и переработке рудных и нерудных материалов; производству чугуна, стали, проката, труб, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, ряда видов химической продукции; заготовке и переработке лома и отходов черных металлов; ремонту механического и энергетического оборудования; транспортировке внутризаводских грузов, а также научные и проектные организации.

Особенность отрасли – относительно жесткая привязка предприятий с полным металлургическим циклом к источникам сырьевых ресурсов или центрам металлопотребления. Предприятия отрасли размещены в двадцати регионах Российской Федерации. В десятку ведущих металлургических регионов входят Вологодская, Челябинская, Липецкая, Свердловская, Белгородская и Кемеровская области. Более 70% предприятий отрасли являются градообразующими и существенно влияют на экономику и социальную стабильность регионов.

Черная металлургия занимает ведущие позиции в экономике страны. На долю предприятий отрасли приходится более 8% общероссийского объема валютной выручки. В структуре промышленности доля черной металлургии по объему производства составляет 7%, численности персонала – 5,3%, основных фондов – 6,2 процента. На производство продукции черной металлургии расходуется 7% топлива, 17% электроэнергии, 20% сырьевых материалов, 23% объема железнодорожных перевозок. Предприятия отрасли обеспечивают до 6% налоговых поступлений в бюджетную систему России, 12,0 млрд. рублей – во внебюджетные фонды и уступают только топливно-энергетическому комплексу России. По объему экспорта черных металлов (около 10% – 28,0 млн. тонн) Россия занимает первое место в мире. На территории России выделяют три металлургические базы – Центральная, Уральская и Сибирская. Эти металлургические базы имеют существенные различия по сырьевым и топливным ресурсам, структуре и специализации производства, мощности его и организации, по характеру внутри – и межотраслевых, а также территориальных связей, уровню формирования и развития, роли в общероссийском территориальном разделении труда, в экономических связях с ближним и дальним зарубежьем. Отличаются эти базы и масштабами производства, технико-экономическими показателями производства металла и целым рядом других признаков.

Уральская металлургическая база является самой крупной в России и уступает по объемам производства черных металлов лишь Южной металлургической базе Украины в рамках СНГ. В масштабах же России она занимает первое место и по производству цветных металлов. На долю Уральской металлургии приходится 52% чугуна, 56% стали и более 52% проката черных металлов от объемов, производимых в масштабах бывшего СССР. Она является старейшей в России. Урал пользуется привозным кузнецким углем. Собственная железорудная база истощена, значительная часть сырья ввозится из Казахстана (Соколовско-Сарбайское месторождение), с Курской магнитной аномалии и Карелии. Развитие собственной железорудной базы было связано с освоением Качканарского месторождения титаномагнетитов (Свердловская область) и Бакальского месторождения сидеритов, на которые приходится более половины запасов железных руд региона. Крупнейшими предприятиями по их добыче являются Качканарский горно-обрабатывающий комбинат (ГОК) и Бакальское рудоуправление.

– Центральная металлургическая база – район раннего развития черной металлургии, где сосредоточены крупные запасы железных руд. Развитие черной металлургии в этом районе базируется на использовании крупнейших месторождений железных руд Курской магнитной аномалии, а также металлургического лома и на привозных коксующихся углях – донецком, печорском и кузнецком.

Интенсивное развитие металлургии центра связано с добычей железных руд. Почти вся руда добывается открытым способом. Основные запасы железных руд Курской магнитной аномалии составляют около 32 млрд. т. Общегеологические запасы руд, в основном железистых кварцитов с содержанием железа 32–37%, достигают миллиона тонн. Крупные разведанные и эксплуатируемые месторождения расположены на территории Курской и Белгородской областей (Михайловское, Лебединское, Стойленское, Яковлевское и др.). Руды залегают на глубине от 50 до 700 м. Затраты на 1 тонну железа в товарной руде наполовину ниже, чем в криворожской руде и ниже, чем в карельской и казахстанской рудах. Курская магнитная аномалия – крупнейший район по добыче железных руд открытым способом. В целом добыча сырой руды около 39% российской добычи (на 1992 г.). В зону влияния и территориальных связей Центра входит и металлургия Севера европейской части России, на который приходится более 5% балансовых запасов железных руд Российской Федерации и свыше 21% добычи сырой руды. Здесь действуют достаточно крупные предприятия – Череповецкий металлургический комбинат, Оленегорский и Костомукшский горно-обогатительные комбинаты (Карелия). Руды Севера при невысоком содержании железа (28–32%) хорошо обогащаются, почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать высококачественный металл.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Сравнительный анализ земледелия в Новгородской и Саратовской областях
Таблица 3. Структура посевных площадей по группам культур (в 2011 г.) Группы культур В тыс.ГА В %% ко всей площади Новгородская Саратовская РФ Новгородская Саратовская РФ Зерновые 4,26 11,54 110068,74 54,92 55,87 57,87 Технические 0,83 2,31 15463,26 10,69 11,17 8,13 Картофель 0,25 0,70 7969,38 3,21 ...

Исторические и полезные климатические аспекты развития страны
Из-за ограниченности сообщения я совсем вкратце расскажу об историческом образовании Бразилии. Общеизвестно, что данные климат был благоприятен для расселения человека. Густые тропические леса не дали древним людям монголоидной расы широко расселяться по огромной территории Южной Америки, однако ак ...

Транспорт
Развитие транспортной сети не удовлетворяет потребностей района. Основную долю перевозок берут на себя железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Крупными железнодорожными узлами являются Ковель, Здолбунов, Сарны, Ривне. Речное судоходство развивается по рекам Припять, Стырь, Горынь. ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru