Основные черты рельефа горных стран (на примере Алтая)

Информация о географии » Режим стока горно-ледниковых рек » Основные черты рельефа горных стран (на примере Алтая)

Страница 2

Алтай является западной оконечностью мощного пояса гор Южной Сибири, возникшего в результате тектонических процессов кайнозоя, когда огромным сводом, разорванным на отдельные блоки, он был приподнят на современную высоту. Эрозионные процессы моделировали тектонические сооружения и определили нынешний облик рельефа с комплексом тектонических, ледниковых и водно-эрозионных форм. Наиболее значительные площади высокогорья сосредоточены в хребтах Центрального и Юго-Восточного Алтая. Отличительной чертой высокогорного альпийского типа рельефа является повсеместное распространение ледниковых форм рельефа – каров, цирков, трогов. Целые группы каров, врезанных в склоны хребтов Центрального Алтая, представляют орографическую базу современного оледенения. Окраины высоких хребтов и современное приледниковье заняты большим числом снежников. Наиболее распространенной формой рельефа, определяющей морфологию оледенения Алтая, является кар.

Верховья горных рек обычно связаны с системой нескольких каров, образующих близ осевой части хребтов расширенные, полузамкнутые горноледниковые бассейны. Они как части морфоскульптуры хребтов Алтая внешне весьма просты – от главной линии хребтов отходят высокие быстро снижающиеся отроги, отделяющие их очень четко друг от друга. Отроги второго порядка замыкают верхнюю, собственно горноледниковую часть долин, переходящую ниже в узкий трог с крутыми склонами. Наиболее высоким и расчлененным среди высокогорных хребтов Алтая является Катунский. Низкое положение местных базисов денудации определило глубокое расчленение и большую крутизну склонов долин. Максимальных значений (1000 – 1500 м) глубина вреза достигает в центральной части хребта близ массива Белухи, где крутостенные кары и цирки слиты в сплошной ряд и образуют своеобразную приступку, занятую фирновыми полями ледников Интенсивное развитие склоновых процессов обусловило формирование осыпных и лавинно-осыпных конусов, обрамляющих подножье склонов, а процессы солифлюкции – возникновение каменных глетчеров, каменных потоков и псевдотеррас. Здесь широко развита ступенчатость склонов, встречаются скульптурные грунты – дорожки, медальоны, кольца [11]. На юго-востоке Алтая, где базисы эрозии расположены выше, склоны долин высокогорья более пологи, а глубина расчленения несколько меньше. Рельеф с ледниковой скульптурой развит и в среднегорных хребтах, где с ним связаны снежники и небольшие леднички. Кары здесь встречаются преимущественно только на северных и северо-восточных склонах. Именно здесь благодаря гляциальным процессам возникла асимметрия осевой части хребтов, противоположная общей асимметрии хребтов, обусловленной тектоникой. Чем меньше высоты, тем более пологими становятся склоны в альпийской зоне, однако гляциальные формы рельефа, как это можно видеть, например, в Холзунском хребте, остаются довольно свежими – имеют крутые и изрезанные стенки.

Склоны долин в высокогорье пересечены многочисленными бороздами, переходящими в верхней части склонов в треугольные расширения, ниши и воронки. Крутые склоны – участки постоянного сноса, поэтому верх их открытый, скалистый и часто имеет ребристый характер. Близ осевой части хребтов, едва входящих в высокогорную зону, можно наблюдать неглубокие нивальные ниши. Кары в осевой части хребтов отличаются значительными размерами. Их средний диаметр, по данным Л.Н. Ивановского, составляет 0,2 – 1,5 км, высота стенок изменяется от 0,2 – 0,5 до 1,0 км, но чаще 0,5 – 0,7 км. Большая часть каров в ГЛБ сосредоточена вдоль осевой линии хребта и частично вдоль отрогов. В зависимости от высоты днища главной долины они могут либо открываться на уровне дна, либо на некоторой высоте. Чаще всего, однако, тыловая часть главной долины занята обширным, слившимся из нескольких каров цирком. Кары Алтая открыты преимущественно на север (37%), северо-восток (19%) и восток (14%), что связано с господствующим здесь переносом влаги. Разнообразие каров и большая вариация их высотных пределов способствуют индивидуализации форм ледников и проявлению широкого спектра орографического влияния на модификации микроклимата склонов. С наличием каров в высокогорье связано формирование перевалов и сквозных долин. Кары близ осевой части хребтов являются базой современного оледенения, а как признаки его более значительных размеров в прошлом сохранились ниже трогообразные и троговые долины. По мнению Л.Н. Ивановского, большинство трогов Алтая сформировано по обычным речным долинам, на днище которых сохранились конечно-моренные образования, сложенные грубообломочным материалом [11]. Ниже крупных долинных ледников хорошо выражены пояса напорно-насыпных конечно-моренных валов. Лобовая часть моренного вала обычно переходит в береговые морены, протягивающиеся до самого ледника.

Наиболее важные черты рельефа, определяющие особенности морфологии снежно-ледовых образований и их режим, таковы

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Животный и растительный мир
Флора и фауна из-за суровости климата тундры не разнообразны. Но так как нижние ярусы плоскогорья занимает тайга, а животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры, собственно как и растительный, на Юкагирском плоскогорье можно встретить: рысь, росомаху, бурундука, соболя, белку. ...

Основные направления деятельности по оптимизации окружающей среды
Для оптимизации окружающей среды, стоит пройти следующие этапы: 1. Борьба с коррупцией. И перераспределение городской власти. 2. Экологическое воспитание населения. 3. Регулирование действий ЖКХ, в частности в нормах уборки улиц и вывоза мусора. 4. Перепланировка канализационной сети. 5. Модернизац ...

Отраслевая структура экономики, отрасли рыночной специализации
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей стране, но и за ее пределами. Что же из себя представляет финансово-промышленная группа? По определению российских законов это: «совокупность юридических лиц, де ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru