Участники советской экспедиции 1976-1977 гг., в совершенстве владеющие новейшими средствами кораблевождения и имеющие высокую профессиональную штурманскую подготовку, изучили навигацию и мореходную астрономию XVIII в., средства и способы определения навигационных параметров той эпохи, освоили принципы и методику проверки достоверности географических открытий. Главной задачей советской экспедиции явилось не формальное повторение маршрутов бота «Св. Гавриил», а практическое осуществление моделирования, основанного на историко-сравнительном сопоставлении правильности локализации, точности атрибуции местоположения географических объектов (рассчитанных для отождествления по первоисточникам, существующих в действительности, изображенных на старинных и современных исторических и географических картах и открытых в свое время Берингом и его сподвижниками).
Плавание Беринга 1729 г. экспедиция яхт моделировала в 1976 г. Плавание проходило в направлении, противоположном тому, которым следовал в начале XVIII в. бот «Св. Гавриил». Принципиального значения для моделирования это обстоятельство не имело, так как яхты проходили тот же самый маршрут, которым в 1729 г. плыли русские мореплаватели. 11 июля 1976 г. яхты «Родина» и «Россия» вышли в плавание из города Владивосток. С 5 по 17 августа яхты моделировали плавание бота «Св. Гавриил» на участке от Охотска до Петропавловска-Камчатского.
Плавание бота «Св. Гавриил» 1728 г. экспедиция яхт моделировала в 1977 г. в течение месяца (с 23 июля по 22 августа). 23 июля яхты вышли из Петропавловска-Камчатского и 26 июля прибыли в Усть-Камчатск — исходную точку, откуда Беринг и его сподвижники в июле 1728 г. отправились в плавание.
Яхты «Родина» и «Россия» вышли из Усть-Камчатска 28 июля 1977 г., т. е. точно через 249 лет после плавания бота «Св. Гавриил». Достигнув в Северном Ледовитом океане предельной широты (67°24΄ с.ш.), до которой поднялся в 1728 г. бот «Св. Гавриил», экспедиция яхт повернула обратно и 22 августа в бух. Провидения закончила свою деятельность. Месячное плавание в северных широтах, в том числе и в Северном Ледовитом океане, было завершено. Впервые в истории яхты пересекли северный полярный круг.
Во время плаваний 1976 г. яхтсмены практически подтвердили, что участники Первой Камчатской экспедиции открыли и впервые нанесли на карту ряд географических пунктов на п-ове Камчатка от Петропавловска до устья р. Большая.
В результате моделирования 1977 г. были подтверждены многие географические открытия, совершенные русскими моряками на громадном пространстве от Усть-Камчатска до м. Дежнева. Эксперимент яхт подтверждает, что Беринг доказал наличие пролива между Азией и Америкой [Сопоцко, 1983, С.56].
Из 220 географических объектов, открытых или впервые нанесенных на карту Берингом во время плаваний 1728-1729 гг., экспедиция яхт подтвердила 87. Однако яхты не смогли полностью повторить маршруты XVIII в.: не был совершен переход из устья р. Камчатка до Авачинской губы, вдоль всех берегов Анадырского залива. Кроме того, экспедиция из-за штормов и туманов не видела многих земель, открытых в свое время Первой Камчатской экспедицией. Но все объекты, открытые Берингом и увиденные экспедицией, безошибочно поддавались идентификации.
Результаты эксперимента оказались весьма успешными и ценными для научных обобщений. Прежде всего, не было ни одного случая, когда бы то или иное открытие, установленное исследователями теоретическим путем в итоге источниковедческого комплексного анализа, не было подтверждено практически или вызывало сомнения.
Были экспериментально установлены достоверность записей старинных вахтенных журналов, достаточная точность путесчисления мореплавателей XVIII в. и их отличная навигационная подготовка а также практическая источниковая ценность Итоговой карты Первой Камчатской экспедиции и карты Морской академии 1746 г Натуральное моделирование 1976-1977 гг. показало, помимо достоверности и точности источников исследования, правильность историко-теоретических расчетов и построения историко-географической модели как надежного и объективного метода познания пространственной стороны исторической действительности. Результаты деятельности экспедиции яхт опубликованы в газетах [Краснов Лысенко, Сопоцко, 1978; Лысенко, Романов, Сопоцко, 1978 и др.].
Материалы по географии:
Транспорт
Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север — Юг, Восток — Запад, с потенц ...
Эскимосы
Эскимосская культура развивалась на территориях западной Аляски, поэтому естественно, что языки эскимосов и алеутов так различны между собой. Эскимосы осваивали воды Ледовитого океана и поэтому очень большое внимание уделяли средствам водного передвижения. Традиционные инструменты хозяйства эскимос ...
Руины Карфагена
На основе коневодства (с первых веков н.э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н.э. процветала финикийско-карфагенская цивилиза ...