Аграрная промышленность

Страница 2

Проблема противодействия неблагоприятным погодным условиям (ливневые паводки в осенне-зимний период и засуха, сопровождаемая лесными пожарами – в летний период) является традиционной для сельского хозяйства Португалии, и решение этой проблемы правительство видит в тесном взаимодействии с ЕС и прежде всего – с правительством Испании. Дело в том, что все основные реки, протекающие по территории Португалии, начинаются в соседней Испании, и их течение зарегулировано там каскадами гидросооружений. Как результат, при паводках эти гидросооружения (плотины) начинают сброс излишней массы воды, что приводит к наводнениям в Португалии. И наоборот, при засухе сброс воды прекращается, что становится бедствием для аграриев Португалии.

Несмотря на наличие ряда соглашений между правительствами Португалии и Испании о разделе гидроэнергоресурсов, нередки случаи нарушения этих соглашений Испанией в одностороннем порядке, что позволяет португальским органам массовой информации заявлять о том, что Португалия платит дважды – за ущерб от наводнений и засухи, а также за продовольственные и промышленные товары сельскохозяйственного производства из Испании, наводнившие Португалию.

Помощь ЕС по улучшению конкурентоспособности сельского хозяйства Португалии осуществляется посредством реализации программы Общей Сельскохозяйственной Политики (Politica Agncola Comum – РАС) и программы LEADER. При этом программа РАС имеет отраслевой, а LEADER – региональный характер. Действие этих программ охватывает до 20% всего с/х производства страны, а общий объем помощи из фондов ЕС на их реализацию по данным Банка Португалии за январь-сентябрь 1997 г. составил 0,9 млрд. долл.

Основными направлениями этой помощи являются инвестиции в реализацию конкретных проектов, апробированных соответствующими португальскими государственными органами, а также содействие аграриям через согласованную с ЕС систему гарантированных закупочных цен на определенное в пределах квот (утверждаются Еврокомиссией по сельскому хозяйству) количество продукции по ряду стратегических культур (зерновые, подсолнечник, томаты, молочные продукты).

Рыболовство и перерабатывающая отрасль. Португалия – страна с протяженностью береговой линии континентальной части около 800 км, имеющая к тому же в Атлантическом океане автономные территории архипелагов Азорских островов и Мадейры. Давние традиции рыболовства и рыбопереработки сделали обилие блюд из морепродуктов особенностью национальной кухни. По потреблению морепродукции на душу населения (60 кг в год) Португалия занимает одно из первых мест в мире.

Деятельность рыболовного флота Португалии осуществляется как в национальных водах, так и в акватории мирового океана в пределах квот, выделяемых стране Комиссией по рыболовству ЕС.

Вылов морепродукции в национальной акватории определяется законом 1977 г. о 12-мильных территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. По данным статистики Португалии, в национальных водах вылавливается до 80% общего объема морепродуктов. Здесь постоянно работает основная масса рыболовных судов (в 1996 г. зарегистрировано 9324 судна общим водоизмещением 121 052 брутто регистровых тонн).

Возможности вылова морепродукции в национальных водах ограничиваются научно обоснованными нормами, а уменьшение объемов вылова в последние годы ученые связывают с бесконтрольным ловом, механическими разрушениями мест нереста и нагула в результате экономической деятельности, а также загрязнением прибрежных вод. Озабоченность ученых и населения страны нашла отражение в принятом в 1997 г. постановлении правительства, разрешающем судам вылов рыбы в течение 204 дней в году (ранее – 260 дней).

Квотирование вылова океанических пород рыбы (треска, мерлуза, хек, камбала, скумбрия, морской окунь), осуществляемое Комиссией ЕС по рыболовству, связано с большим значением этих пород для экономики стран, имеющих соответствующий рыболовный флот. Португалия, имеющая 16 судов океанического класса, предназначенных для лова рыбы в интернациональной зоне, ежегодно получает квоты ЕС. Вместе с этим, в португальской прессе постоянно дискутируется вопрос о том, что ЕС занижает квоты, выделяемые Португалии, особенно в вылове трески. В частности, Ассоциация судовладельцев промышленного рыболовства (ADAPI) заявила, что если в 1990 г. португальские суда выловили на севере Атлантики 67 тыс. т. рыбы (в основном трески), то в 1995 г. – всего 12,5 тыс. т., а квота на вылов трески в этой зоне на 1997 год составила 9 тыс. т.

Комиссия ЕС по рыболовству пытается найти выход из создавшегося положения. В частности, в 1996 г. Португалии были выделены квоты на вылов морского окуня, не использованные ФРГ. В ноябре 1997 г. Комиссия ЕС нашла общее решение: передать Португалии квоты, не использованные странами-членами ЕС, что с одобрением было воспринято португальскими судовладельцами.

Общие объемы вылова морепродукции португальским флотом составили в 1996 г. 265 тыс. т. При этом в национальных водах выловлено 82,3% морепродукции и в международных – 17,7%. Распределение улова по породному составу в процентах от общего объема вылова: сардина (32,8), ставрида (8,7), кальмар (3,7), скумбрия(3,4), рыба-сабля (2,3), хек, мерлуза (2,3), другая морепродукция (46,8). В раздел «другая морепродукция» включены отдельные породы рыбы, моллюсков и ракообразных, обитающих в шельфовой зоне Португалии, а также морепродукция, вылавливаемая в интернациональных водах (треска, морской окунь, камбала, тунец, креветка и др.).

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Миграция и проблема трудовых ресурсов в России
"Была у зайки изба лубяная, а у лисы - ледяная ." уже завтра эта русская народная сказка может быть запрещена, как пропаганда экстремизма и чуть ли не фашизма. Во всяком случае, именно под таким соусом средства информации, начиная с Российской газеты, подают проблему негативного отношения ...

Транспортный комплекс
Транспортная система Северо–Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт. Крупным железнодорожным узлом я ...

Алеуты
Алеуты очень хорошо приспособились к жизни в трудных природных условиях Алеутских островов. Они научились прекрасно использовать для жизни богатые ресурсы моря. Однако их традиции были забыты и поглощены более цивилизованной культурой русского народа, с которым алеуты впервые познакомились в 1740 г ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru