На территории России сформировано несколько основных баз цветной металлургии. Различия их в специализации объясняются несхожестью географии легких металлов (алюминиевая, титано-магниевая промышленность) и тяжелых металлов (медная, свинцово-цинковая, оловянная, никель-кобальтовая промышленности).
Размещение предприятий цветной металлургии зависит от многих экономических и природных условий, особенно от сырьевого фактора. Заметную роль, помимо сырья, играет топливно-энергетический фактор.
Производство тяжелых цветных металлов в связи с небольшой потребностью в энергии приурочено к районам добычи сырья по запасам, добыче и обогащению медных руд, а также по выплавке меди ведущее место в России занимает Уральский экономический район, на территории которого выделяются Красноуральский, Кировоградский, Среднеуральский, Медногорский комбинаты.
Свинцово-цинковая промышленность в целом тяготеет к районам распространения полиметаллических руд. К таким месторождениям относятся Садонское (Северных Кавказ), Салаирское (Западная Сибирь), Нерченское (Восточная Сибирь) и Дальнегорское (Дальний Восток). Центром Никель-Кобальтовой промышленности являются города: Норильск (Восточная Сибирь), Никель и Мончегорск (Северный экономический район).
Для получения легких металлов требуется большое количество энергии. Поэтому сосредоточение предприятий, выплавляющих легкие металлы, у источников дешевой энергии - важнейший принцип их размещения.
Сырьем для производства алюминия являются бокситы Северо-Западного района (город Бокситогорск), Урала (город Североуральск), нефелины Кольского полуострова (город Кировск) и юга Сибири (город Горячегорск). Из этого алюминиевого сырья в районах добычи выделяют окись алюминия - глинозем. Выплавка из него металлического алюминия требует много электроэнергии. Поэтому алюминиевые заводы строят вблизи крупных электростанций, преимущественно ГЭС (Братской, Красноярской и др.).
Титано-магниевая промышленность размещается преимущественно на Урале, как в районах добычи сырья (Березниковский магниевый завод, так и в районах дешевой энергии (Усть-Каменогорский титано-магниевый завод).
Заключительная стадия титано-магниевой металлургии - обработка металлов и их сплавов - чаще всего размещается в районах потребления готовой продукции.
Какие субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа специализируются на добыче нефти и газа. Дайте экономико-географическую характеристику нефтяной отрасли по плану
а) Значение отрасли для хозяйства Урала и ее структура.
б) Экономическая оценка сырьевой базы отрасли.
в) Современная оценка состояния в условиях перехода к рынку.
г) Размещение отрасли по территории Урала, особенности размещения.
д) Основные направления развития и ход экономических реформ.
Значение отрасли для хозяйства Урала и ее структура.
Россия - единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например по разведанным запасам нефти - около 10%.
В течение многих лет нефтяная и газовая отрасли являются основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. Сегодня нефтегазовый комплекс обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства.
Нефтегазовая отрасль является главным источником налоговых (около 40% доходов) Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На долю нефтяной отрасли приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем[7].
Нефтяная отрасль Урала - абсолютный лидер по приросту экспорта и основа экономики, как региона, так и всей России. Кроме того, это локомотив экономического роста и крупнейший донор бюджета. Однако и нефтяная промышленность подвержена кризисам. Состояние уральской нефтяной отрасли во многом определяется конъюнктурой мировых цен на нефть и уровнем цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Цены внутреннего рынка зависят от объемов поставки нефти на перерабатывающие предприятия и цен на нефть внутри страны. Проблема будущего отрасли в ближайшие два-три года останется центральной во всей экономической стратегии не только Уральского региона, но и всей страны.
В 90-е годы роль нефтегазовой отрасли в экономике Урала заметно выросла. Это объясняется тем, что в силу высокой конкурентоспособности ее продукции глубина падения объемов производства в нефтяных компаниях в эти годы была существенно меньше, чем в других отраслях и в экономике в целом. Это, во-первых, создает иллюзию того, что нефтяная отрасль остается весьма благополучной отраслью на фоне других отраслей народного хозяйства страны. Во-вторых, повышение роли нефтяной отрасли в экономике страны для неспециалистов и ряда ангажированных политиков является поводом, чтобы говорить об усилении монотоварной сырьевой ориентации экономики Урала.
Материалы по географии:
Особенности
территориальной организации транспортной системы
Главные транспортные ворота области — Магаданский морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов. Вблизи города Магадан находится международный аэропорт «Магадан» (п.Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты. Протяжённость ав ...
Территориальная организации населения
Экономико-географическое и геополитическое положение России определили большую неравномерность размещения населения страны. Размещение населения – это его географическое распределение по территории данной страны, а также по странам мира. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое ...
Экономическая модернизация Туркменистана
Одним из основных направлений внешней политики Туркменистана является обеспечение его экономической модернизации. При этом необходимо учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, тесную связь внешнеэкономического направления с "собственно политическим" сектором внешнеполитической деятель ...