Нефтеперерабатывающие заводы ориентированы на потребителя. В Уральском экономическом районе они расположены в городах - Уфа, Ишимбай, Салават, Пермь, Краснокамск, Орск и других. В то же время на Урале работают крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Так, суммарная проектная мощность переработки башкирских НПЗ (Уфимская группа и Салаватнефтеоргсинтез) составляет около 30 млн. тонн нефти в год. В числе реальных и потенциальных поставщиков также Пермский НПЗ (мощность 14 млн. тонн в год), строящийся Нижнекамскнефтехим в Татарстане (проектная мощность 7 млн. тонн в год), Орский НПЗ в Оренбургской области (мощность 5 млн. тонн в год).
Экономически более выгодно приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления:
сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;
транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;
размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.
Развитие нефтяной, а также нефтеперерабатывающей промышленности обусловливается целесообразностью использования нефти в основном для производства моторных топлив и химического сырья. Как энергетическое сырье более эффективным является природный газ, так как эквивалентное количество его вдвое дешевле нефти.
Размещение отраслей и производств нефтехимической промышленности находится под совокупным влиянием различных факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, топливно - энергетический и потребительский.
По уровню размещения наибольшей спросом на продукцию нефтяной отрасли обладает рынок нефтепродуктов Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) - 38% рынка УрФО. Далее идут немногим отличающиеся рынки Свердловской и Челябинской областей - 31% и 22%. Курганская область характеризуется в десятки раз меньшим объемом рынка (3% или, по оценкам, около 9%).
Основные потребители нефтепродуктов в округе - топливная промышленность (то есть сама нефтянка в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО), энергетика (основные потребители топочного мазута - Свердловская и Челябинская области), машиностроение и металлургия (Свердловская и Челябинская области), транспорт (железнодорожный, автомобильный, авиационный - все регионы округа в разных пропорциях), частный автотранспорт (все регионы в зависимости от численности автомобилей), сельское хозяйство (Курганская область).
Основную долю в общем объеме потребления ГСМ округом составляет дизельное топливо (44%), значительна доля автомобильного бензина (33%), топочный мазут занимает более скромное место в общем объеме (17%), что можно объяснить высокой суммарной долей природного газа и угля в топливном балансе электростанций и котельных округа. Менее значительную долю занимает авиационное топливо (керосин) - около 6%[9]
.
Структура регионального потребления видов нефтепродуктов характеризуется высокой долей Тюменской области почти по всем показателям (кроме топочного мазута). Так, среди регионов округа Тюмень (включая ХМАО и ЯНАО) потребляет больше всего автомобильного бензина (36%), дизельного топлива (61%) и авиационного керосина (59%). На Свердловскую и Челябинскую области приходятся близкие по значению доли автобензинов (30 и 31% соответственно) и дизельного топлива (21 и 16% соответственно). Однако по потреблению керосина Свердловская область превосходит Челябинскую почти в три раза (аэропорт Кольцово - крупнейший перевалочный пункт в транспортном коридоре Европа - Азия). Курганская область по объемам потребления почти всех видов топлива (кроме топочного мазута) находится в конце списка.
Основные направления развития и ход экономических реформ.
В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений нефти, качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти.
Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов к установлению экономических условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности.
В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья - нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти.
Материалы по географии:
Процесс образования ОАР Сянган
В конце III в. до н.э. территория современного Гонконга (Сянгана) вошла в состав китайского государства (династия Цинь), однако земледельческое поселение китайцев появились лишь в XI веке. Правительства династий Юань, Мин и Цин «учреждали там Тумэньскую, Гуаньфускую и Цзюлунскую таможню». [5, c. 3] ...
Растительность
Вопрос о влиянии состава растительности на образование бурых лесных почв долгое время оставался недостаточно ясным. Изначально принято было считать, что бурые лесные почвы формируются лишь под широколиственными лесами. Но по мере накопления фактических знаний бурые лесные почвы были признаны почвам ...
Современные тенденции развития промышленности
С 1991 г. по 1996 г. наблюдался спад производства отдельных видов продукции машиностроения: станков деревообрабатывающих, металлорежущих, плугов тракторных, насосов центробежных и т. д. В процентном соотношении за этот период производство этих видов сократилось на 10–38%. Прекратили деятельность Кр ...