Транспортное машиностроение

Страница 1

Производство транспортных средств – вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих изделий для них (двигатели, запасные части) и ремонтные предприятия. Продукция транспортного машиностроения имеет четко выраженное двойное назначение – гражданское и военное, что определяет организацию фирм и предприятий, которые выпускают продукцию обоих направлений.

Автомобилестроение, зародившееся в конце XIX в., принято относить к новым отраслям промышленности, которая является главной составной частью транспортного машиностроения. Более того, во многих промышленных странах она обеспечивает от 5 до 10% всего производства ВНП. Но значение её выходит далеко за рамки транспортной подотрасли.

Автомобильная промышленность играет в экономике крупнейших промышленно развитых стран выдающуюся роль. В ФРГ, например, занимавшей по выпуску автомобилей третье место в мире, вслед за США и Японией, в конце 80-х гг. на нее приходилось 12% всех занятых в обрабатывающей промышленности, 13% объема её продукции, 18% всего экспорта (1-е место), в Японии – 1/10 всей продукции обрабатывающей промышленности и около 1/5 всего экспорта (также 1-е место).

Мировое производство автомобилей к концу 90-х гг. вплотную приблизилось к 60 млн машин в год; более 2/3 из них приходилось на легковые и комбинированные автомобили и около 1/3 – на грузовики и автобусы. Из легковых и комбинированных автомобилей более 1/5 производится в Японии, почти столько же – в Северной Америки, около 2/5 – в странах Европы, где выделяются Германия (более 13%), Франция (более 9%), Италия и Испания. В производстве грузовиков также первенствуют США и Япония, но в выпуске машин грузоподъемностью более 16 тонн впереди Германия. Из развивающихся стран значительными мощностями по выпуску автомобилей (принадлежащими во многих случаях иностранным ТНК) располагают Республика Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Индия, Аргентина; в большинстве других стран автомобилестроение представлено почти исключительно чисто сборочными и авторемонтными заводами.

За последнее десятилетие в размещении автомобилестроения произошли значительные изменения, связанные с политическими переменами и либерализацией условий развития хозяйственных связей стран Запада с постсоциалистическими странами, что во многом объясняется стремлением западноевропейских стран закрепиться на потенциально перспективных рынках стран Центрально-Восточной Европы и использовать их дешевую рабочую силу.

Автомобилестроение тесно связано с другими отраслями современной промышленности. Одна из важнейших тенденций – возрастание в стоимости автомобилей доли электротехнического и электронного оборудования, уже доходящей в новейших марках легковых автомобилей до 20% и более.

Автомобилестроение – одна из самых монополизированных отраслей машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95% автомобилей выпускает всего 20 фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. Волна слияний и поглощений автомобилестроительных ТНК, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствует о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень взаимной интеграции которых продолжает увеличиваться.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Культура: традиции и современность
Издавна на территории Армении в условиях вертикальной зональности и резко континентального климата сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев и скотоводов засушливой зоны, причем в долинах и на низменностях преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зон ...

Природные условия и ресурсы
Геологическая основа архипелага — подводные горные хребты. Около 80% территории занимают горы и возвышенности с сильно расчлененным рельефом средней высоты 1600 — 1700 м. Насчитывается около 200 вулканов, 90 —действующих, в том числе высочайшая вершина — вулкан Фудэи (3 776 м.) Значительное влияние ...

История открытия
Юкагирское плоскогорье открыто в 1930 году Колымским отрядом экспедиции Академии наук под руководством Сергея Владимировича Обручева. Название плоскогорья было придумано геодезистом отряда Константином Алексеевичем Салищевым, по этнониму «юкагиры» - наименованию некогда многочисленного и воинственн ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru