Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине ХХ в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка. Данная отрасль все более становится уделом стран с дешевой рабочей силой и относительно меньшими требованиями к её квалификации.
По мере интернационализации мирового хозяйства, специализации и кооперирования транспортное судостроение развивалось исключительно высокими темпами. Причем в судостроении хорошо просматривается специализация по видам и назначению судов. Япония, Республика Корея выпускают в основном крупнотоннажные танкеры, автомобилевозы, сухогрузы и комбинированные суда. Франция специализируется на строительстве танкеров и рефрижераторов. Германия выпускает контейнеровозы, автомобилевозы, быстроходные суда. Швеция – крупнотоннажные танкеры и сухогрузы. Финляндия производит ледоколы, пассажирские и рыболовные суда. Широкое развитие получило строительство пассажирских круизных лайнеров, контейнеровозов, рыбоконсервных плавучих баз, научно-исследовательских судов; большой удельный вес в судостроении имеет военно-морской флот.
Со второй половины ХХ в. в мировом судостроении первые места по количеству и тоннажу спущенных на воду морских судов (млн брутто регистровых тонн (млн БРТ)) занимают Япония (8-10 млн БРТ), Республика Корея (4-5 млн БРТ), Германия (0,9 млн БРТ). За ними идут Сингапур, о. Тайвань, Польша, Дания, Испания, Великобритания, Китай, Франция, Бразилия, Финляндия и др.
Накануне XXI в. в области морского судостроения на первые позиции выходит Республика Корея. Таким образом, классические судостроительные державы – Великобритания, Нидерланд, Германия, - по-видимому, навсегда уступили лидерство в этой области машиностроения, как и во многих других областях экономики.
Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т.п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Более того, отмечается традиционная связь, техническая и НИОКР-зависимость АРКП от военно-промышленного комплекса высокоразвитых стран во главе с США и бывшим СССР.
Стоимость продукции авиационной промышленности мира в середине 90-х гг. оценивалась в 250 млрд долларов, примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной промышленности. Ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов не превышает в мире одной тысячи; столько же, примерно, и вертолетов. Значительно большее тиражирование самолетов связано с изготовлением легких машин для спорта, связи, медицинской помощи, сельского хозяйства и деловых услуг.
Производство трансконтинентальных лайнеров отличается высоким уровнем монополизации. Конкуренция на мировом рынке авиакосмической техники вынуждает фирмы к интеграции. Так, произошло слияние американских фирм «Боинг» и «Магдоннел-Дуглас». Европейская «Эйрбас индастри» объединила авиационные фирмы Франции, ФРГ, Великобритании и Испании.
Самолеты среднего класса для внутренних авиалиний, а также легкие машины и двигатели к ним выпускают более 20 стран мира, но самым мощным ареалом АРКМ являются (после распада СССР) США.[13, c.77]
Расширяется число стран, производящих ракетную технику, в том числе спутниковые системы для мирных и военных целей, среди которых лидируют США (фирмы «Локхид Мартин», «Нартроп Грумман», «Юнайтед Текнолоджи») и Россия. К созданию своих национальных АРКП приступили Индия, Япония, Китай. На очереди, возможно, Бразилия, Пакистан и др.
Материалы по географии:
Земельные ресурсы
Под земельными ресурсами обычно понимаются определенные площади поверхности суши с различными ландшафтами, почвами, климатическими условиями и рядом других свойств. Одними из основных общих характеристик землепользования, по методологии ФАО, кроме общей площади государства, являются плотность насел ...
Общая характеристика
Юкагирское плоскогорье располагается на северо-востоке Сибири, в междуречье Колымы и Омолона (Магаданская область, Якутия). Длина плоскогорья – 500 км, ширина – 300 км. В области распространения песчаников и глинистых пород преобладает низкогорный пологосклонный рельеф. Более высокие изолированные ...
Общие сведения
Индийский океан – третий по размеру океан Земли (после Тихого и Атлантического), покрывающий около 20 % её водной поверхности. Практически весь находится в южном полушарии. Его площадь составляет 74917 тыс. км²; средний объём воды— 291945 тыс. км³. На севере он ограничен Азией, на западе ...