Заключение

На основании рассмотренного выше можно сделать вывод о том, что машиностроение является крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности, охватывающей многие взаимосвязанные производства. Оно стало ведущей отраслью всей индустрии развитых в экономическом отношении государств, её сердцевиной. Продукция машиностроительного комплекса – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Машиностроение играет очень важную роль в структуре мирового хозяйственного комплекса. Его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства, а также удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения.

В настоящее время существует множество различных классификаций отраслей машиностроения: по времени возникновения, по технико-экономическим особенностям, с точки зрения производственного процесса, особенностей размещения. Чаще всего в структуре машиностроительного комплекса выделяют общее, транспортное машиностроение и электротехнику с электроникой, которые в свою очередь делятся на огромное число других подотраслей и производств.

На размещение предприятий машиностроительной отрасли оказывают влияние многие факторы, в том числе: обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортный, потребительский, сырьевой факторы, а также фактор наукоемкости. В настоящее время происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевой рабочей силой, для которых характерен выпуск массовой и трудоемкой продукции. Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, выпуск сложной наукоемкой продукции, отличающейся хорошим качеством, конкурентоспособностью и высокой экспортностью. Так по общей стоимости продукции в мире лидируют США, Япония и Германия, в машиностроении которых представлена практически вся номенклатура производств.

Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность, особенно в машиностроении высокоразвитых стран. В то же время такие отрасли, как судостроение, производство подвижного состава для железных дорог, станкостроение (ярко видно на примере России) переживают период упадка и постепенно теряют свое хозяйственное значение.

В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства, осуществляемый в основном между промышленно развитыми странами. Широкое распространение ТНК получили также в странах Латинской Америки, привлекательность которых обусловлена следующими факторами: огромный потребительский рынок, невысокая насыщенность рынка, сравнительная дешевизна рабочей силы, благоприятный инвестиционный климат.

Значительные изменения наблюдаются и в самом производственном процессе, в который постепенно внедряются системы автоматизированного проектирования, основанные на станках с ЧПУ, ЭВМ, а также гибкие автоматизированные производства. В настоящее время широкое распространение получила новая форма организации труда, известная под названием тойотизм, которая пришла на смену фордизму, что обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества и разнообразия выпускаемой продукции. Данный принцип нашел свое наиболее яркое отражение в машиностроительном комплексе Японии, однако был признан и другими странами, в том числе и США, государствами Латинской Америки, машиностроение которых на нынешнем этапе является весьма перспективным.


Материалы по географии:

Особенности урбанизации территории и воздействие городской среды на здоровье населения
По площади Ялта, как обычный поселок городского типа, но в курортный сезон количество проживающих в ней людей на метр квадратный достигает рекордных показателей. Ялта – один из немногих городов в Украине, в котором до сих пор идет активное строительство – повсюду виднеются подъемные краны, строящие ...

Особенности факторов формирования сельского хозяйства
Новгородская область расположена на северо-западе России, граничит с Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Общая площадь области – 55,3 тыс. кв. км. По ее территории проходят основные автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные транспортные магистрали, связывающие Санкт ...

География исследовании урбанизации
Урбанизация (от лат. urbanus – городской, urbs – город) – это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественно соци ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru