Основные теории размещения городов

Информация о географии » Теория размещения городов » Основные теории размещения городов

Процесс зарождения городов уходит вглубь столетий, и, как правило, современные города находятся на месте древних поселений. Однако история знает немало случаев, когда процветающие города приходят в упадок и утрачивают свою былую роль. В англо-американской литературе существуют три основные теории расположения городов:

1. Теория транспортного изменения была впервые представлена в работах К. Кулия (С. Cooley). В основе данной теории происхождения городов лежит смена доминирующих транспортных средств доставки грузов. Развиваются те города, в которых сконцентрированы доминирующие виды транспорта. Так, первоначально американские города появились вдоль Атлантического побережья, вдоль Великих озер, а также крупных рек. Водные пути до появления железных дорог всегда были важнейшими транспортными путями. Впоследствии возросла роль городов, выросших в местах крупных железнодорожных узлов.

2. Другая теория, объясняющая расположение города, основывается на выяснении функциональной специализации города. Однако эта теория имеет более ограниченный спектр объяснений и характеризует, главным образом, лишь города, специализирующиеся на обработке сырья, связанные с особыми условиями окружающей среды и местом расположения. Многие столицы американских штатов создавались таким образом, чтобы можно было в течение одного дня любому, из проживающих в штате, за один день езды на лошадях добраться до столицы и вернуться обратно. Однако особенно ярко специализированная функция города проявилась в случае шахтерских, металлургических центров. Эти города, специализируясь на развитии лишь одной отрасли, впоследствии сталкиваются с катастрофическими трудностями собственного развития.

3. Теория центрального места города — получила свое отражение в работах германских географов В. Кристаллера (W. Cristaller. 1933) и А. Лэма (A. Lam). Концепция базируется на утверждении, что для поддержания городской территории необходимо значительное количество продуктивных сельскохозяйственных земель. Возникают отношения, в которых город создает зону торговли, также необходимую для функционирования сельской территории. Жители города и пригородов нуждаются в разного рода взаимных услугах. Для того, чтобы оказываемые услуги были прибыльны, необходимо статистически определяемое количество потребителей. Кроме того, чтобы жители пользовались услугами, необходимо, чтобы они проживали не дальше определенного расстояния. Существует своего рода порог (threshold), дальше которого потребителям перестает быть удобно и выгодно пользоваться удаленной булочной, больницей, что в свою очередь создает потенциальную возможность появления новых булочных, больниц.

Поэтому и сами города можно рассматривать как причудливую сеть взаимопереплетения границ различных «порогов». Однако из общей заинтересованности горожан в услугах различного уровня и появляется необходимость развития города именно в определенном месте. У приведенных выше подходов существует достаточное число критиков. Во многих странах постулированное деление городов не было обнаружено. Наряду с этим высказывались и мнения, что названные теории применимы лишь к развитым странам. Вместе с тем становление многих городов можно объяснить и с помощью теории «транспортного изменения» и «функциональной специализации города» одновременно.


Материалы по географии:

Географические положение России
По географическому положению Россия — евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17,1 млн кв. км, протяженностью в меридиональном направлении 2,5—4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Сев ...

Оценка инвестиционного климата и характер инвестиционной деятельности в регионе
Карелия — место, как будто специально созданное природой для отдыха. Кижи, Соловки, Валаам — карельские туристские «бренды», известные далеко за пределами России. В Республике Карелия есть прекрасные возможности для развития различных видов туризма и отдыха, удовлетворения интересов любителей путеш ...

Экономико-географическое положение
Ту́рция (тур. Türkiye), официальное название Турецкая Республика — государство, расположенное частично в юго-западной части Азии, частично в южной Европе. По региональному делению, принятому ВТО, Турция относится к госудасртвам Восточной Европы. Столица Турции – Анкара. Турция — одна из н ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru