Модели размещения городов

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния. На любой карте, показывающей размещение населенных пунктов можно выделить 3 основные составные части. линейная, в которой размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями - автомобильными или железными дорогами, судоходными реками; агломерационная, где скопление населенных пунктов с различными пунктами в системе расселения вокруг крупного города связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением. Равномерное размещение - характерно для населенных пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве - на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.

Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории - результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс "город и районы его тяготения". Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе "Город и деревня в Европейской России", опубликованной в 1910 г. он выявил "географический закон", согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

Прежде чем перейти к собственно распределению городских поселений в пространстве, давайте попробуем ответить на вопрос - есть ли какие-нибудь закономерности в количественном соотношении больших, малых и средних городов?


Материалы по географии:

Население
В эпоху французского завоевания численность населения Алжира составляла ок. 3 млн. человек. В 1966 она достигла уже 11,823 млн. человек, а в 2003 – 32,82 млн. человек. В 2003 уровень рождаемости составлял 21,94 на 1000 человек, а уровень смертности – 5,09 на 1000 человек. Младенческая смертность (д ...

Сельское хозяйство
Кушнаренковская земля всегда славилась своим плодородием и в ответ на тепло и заботу людских рук отвечала щедрым урожаем. Кушнаренковский район — сельскохозяйственный. Основные отрасли: - зерновое хозяйство -фабричное свеклосеяние -молочно-мясное скотоводство. Развито свиноводство, пчеловодство. Ос ...

Машиностроительный комплекс
Машиностроение считается одной из ведущих отраслей любого народного хозяйства. Украина относится к странам с развитым машиностроительным комплексом. В настоящее время на территории Украины действует свыше 5 тысяч крупных машиностроительных заводов и более 20 тысяч средних. К наиболее развитым относ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru