На сегодняшний день более 90% сырьевых энергоресурсов Калининграда импортируются из других регионов России. Исследование ТАСИС по энергетике Калининграда[[3]] было завершено в январе 2002 года. Оно разрабатывалось в тесном сотрудничестве с Калининградским агентством регионального развития и содержит ряд технических предложений о том, как решать энергетические потребности Калининграда в будущем, в частности, посредством возведения модульный газовых электростанций (два модуля по 230 МВт каждый) и посредством обновления существующих малых гидроэлектростанций. Сейчас 97% используемой Калининградом электроэнергии импортируется, при этом большая часть поступает с электростанций, которые рассматриваются ЕС как не отвечающие международным экологическим стандартам или уровням ядерной безопасности, в частности, с Игналинской ядерной электростанции.
Существует три основных варианта решения проблемы долгосрочного удовлетворения будущих потребностей Калининграда в энергоресурсах: повышение мощности производства электроэнергии в Калининграде; поставки с основной территории России транзитом через Литву или приобретение энергетических ресурсов у соседних стран. Все названные варианты, вместе с вопросом энергобаланса в регионе, потенциальных энергосбережений за счёт эффективности энергоиспользования и использования возобновляемых энергоресурсов, требуют детального совместного исследования, которое необходимо провести в возможно более короткие сроки.
В настоящее время газ поставляется в Калининград из России по трубопроводу, проходящему через Литву. Никаких особенных трудностей вследствие расширения ЕС не предвидится. Не существует особой необходимости для строительства нового газопровода в Калининград, однако, существующий газопровод нуждается в обновлении. Транзитные поставки традиционных источников энергии через Литву в Калининград также будут далее осуществляться без особенных трудностей после расширения ЕС, как и сейчас. Однако, транспортировка сжиженного попутного газа (потребление Калининграда составляет 30 тыс. тонн в год) железнодорожным сообщением и автомагистралями должна соответствовать стандартам ЕС по транспортировке таких потенциально опасных грузов.
Важным вопросом является разработка стратегии смешанного транспорта с целью обеспечения отлаженной функционирующей системы связи Калининграда с соседними странами и основной частью России наземно, по морю и воздуху. Калининград пересекают два смешанных Пан-европейских коридора с автомагистралью и железнодорожными путями. Коридор I соединяет Балтийские страны с Польшей и Германией через Калининград, а для ЕС он представляет главный приоритет дальнейшего развития. Коридор I имеет два боковых ответвления, один из которых проходит через Калининград в Гданьск. Коридор IX соединяет Калининград с Минском и Киевом, а также представляет центр совместной деятельности по совершенствованию транспортной инфраструктуры. Меморандумы о понимании развития этих двух транспортных коридоров были подписаны с Россией в 1995 году (Коридор IX) и 1996 году (Коридор I). Российское правительство приближается к достижению соглашения с Литвой и Польшей по скоординированному развитию этих коридоров и включению их в Федеральную программу «Дороги России в 21 веке».
В целях усиления позиции Калининграда в качестве транспортного центра ЕС видит потенциал в развитии разнообразных смешанных железнодорожных терминалов: дорожно-рельсовых и рельсово-рельсовых между колеями различной ширины. Железнодорожные пути Калининграда соединены с железнодорожными сетями России, Беларуси, Балтийских стран и Финляндии (1520 мм), которые отличаются от сети, используемой в большей части Европы (1435 мм). Развитие железнодорожных путей должно осуществляться в сочетании с развитием портов. Эффективность работы транспортных коридоров I и IX послужит предпосылкой дальнейшего развития. ЕС выделяет почти 1 млн евро в рамках содействия по линии ТАСИС для осуществления проекта развития Калининградского порта, в целях усиления конкурентоспособности Калининградских портов.
Белая книга ЕС по политике в области европейского транспорта до 2010 года содержит концепцию «Морские пути» для облегчения транспортных проблем и ослаблению пробок на магистральных сообщениях. Может существовать потенциал для интегрирования в него «Морских путей Балтийского моря» и морских транспортных связей с Калининградом. Соглашение между Россией и Польшей по развитию свободной навигации в Заливе Вистула-Калининград, открытии Пролива Пилава, пойдет на пользу как портам Польши, в настоящее время лишенным доступа к открытому морю, так и Калининградскому региону.
Материалы по географии:
Цели и задачи внешней политики Туркменистана
"Базовые ценности" развития страны конкретизируются в основных приоритетах и принципах ее внешней политики. Исходя из охарактеризованных особенностей Туркменистана, для молодого независимого государства они могут быть сформулированы следующим образом: приверженность общецивилизованным цен ...
Медико-экологическая характеристика территории
Природно-очаговые болезни распространены повсеместно. На некоторых территориях выделяют один очаг, на других несколько и более. На территории г. Ялта ситуация неоднозначна, ибо некоторые положительные качества имеют отрицательное воздействие на все население или на отдельные группы, такие как: &Osl ...
Местное самоуправление
Система местного управления Алжира основывается на принципах, сохранившихся с колониальных времен. Территория страны разделена на 48 областей-вилай, каждая из которых управляется местным собранием и префектом (вали). Срок полномочий членов собрания – пять лет. В стране функционирует ок. 1500 муници ...