Сложившаяся ранее система обучения школьников была направлена на проверку знаний, умений, навыков. На нынешнем этапе развития системы образования к учителю предъявляются требования формирования у учащихся профессиональных компетенций – то есть готовности применять свои знания в творческих или нестандартных ситуациях. При работе с учащимися задания должны быть сформулированы не на показ, пересказ, описание, а на оценку, объяснение, прогноз – то есть на творческую активность, самостоятельную деятельность школьников.
Требование «прогнозировать» объединяет умения формировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения «как», «почему», «что будет, если» и т.п. планировать, предвидеть развитие ситуации. Формировать эти умения возможно на примере краеведческого материала.
Так уже в VΙ классе при изучении темы «Природные комплексы» можно предложить учащимся описание типичных природных комплексов своей местности и оценку их изменений вследствие хозяйственной деятельности человека. Здесь необходимо провести прогноз влияния человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности. В VΙΙΙ классе, при изучении физической географии России можно прибегать к рассмотрению краеведческого материала при изучении практически любой темы общего обзора – рельеф, геология, природные воды, почвы, растительность и животный мир. В ΙХ классе учащиеся впервые знакомятся с изучением социальных и экономических факторов формирования структуры хозяйства, и здесь опора на местный материал просто необходима – учащимся можно предложить проанализировать историю природопользования на территории своего района, и объяснить разнообразие и степень развития различных форм природопользования, выявить природно-ресурсные предпосылки развития экономики района, расселения населения и пр.
Здесь возникает проблема работы с первичным материалом – чтобы провести всесторонний анализ, необходимо иметь в распоряжении различные тематические карты на территорию района – геологическую, физическую, почвенную, растительности, месторождений полезных ископаемых, экономическую и др. Официально изданных карт отдельных районов нет. Район можно найти на соответствующей тематической карте Республики Башкортостан, но это не очень удобно из-за размеров карт, к тому же они зачастую имеют разный масштаб, что не очень удобно при сравнении начинающим исследователям. В этой связи по ходу выполнения данной работы было принято решение о создании краеведческих картосхем Кушнаренковского района, в которых отображаются геологическое строение, климат, рельеф, полезные ископаемые, почвы, растительность данного района.
Материалы по географии:
Соединенные
Штаты Америки
Официальное название Соединенные Штаты Америки. Государство расположено в Северной Америке. Это – четвертая по величине страна в мире (после России, Канады, Китая). США принадлежат Аляска, Гавайские острова, остров Пуэрто-Рико, Виргинские острова, остров Гуам, Американское Восточное Самоа, острова ...
Руины Карфагена
На основе коневодства (с первых веков н.э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н.э. процветала финикийско-карфагенская цивилиза ...
Социально-политическое положение страны
В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия на ...