Развитие общественного разделения труда привело к возникновению в истории общества двух основных типов поселений — городских и сельских.
Города, оставаясь основными местами концентрации промышленного производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения.
Такое понимание города положено у нас в основу законодательной практики отнесения населенных пунктов к числу городских или сельских. Введены и определенные количественные критерии (цензы). Так, к категории городов могут быть отнесены пункты с населением не менее 12 тыс. жителей при наличии 85% рабочих, служащих и членов их семей. При этом должны также приниматься во внимание административное значение данного пункта, перспективы его развития, благоустройство, развитие коммунального хозяйства и сети социально-культурных учреждений. Рабочие поселки или поселки городского типа должны насчитывать 3 тыс. жителей при наличии в их составе до 85% рабочих, служащих и членов их семей (в отдельных случаях ими могут быть и пункты, имеющие меньше 3 тыс. жителей, например при особо важных стройках, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока).
К сельским относят (у нас и за рубежом) все населенные пункты, не отвечающие цензам городских поселений. Основную и преобладающую часть их составляют села, деревни, поселки сельскохозяйственных предприятий. Сюда же к особой группе относят небольшие промышленные, транспортные, лесохозяйственные поселки, не связанные с сельским хозяйством, которые, однако, нельзя причислить к городским, так как они имеют мало жителей. Наконец, много сельских населенных пунктов смешанного типа, занимающих по своим функциям и народнохозяйственному значению промежуточное место между городскими и сельскими поселениями. Часть их постепенно превращается в города за счет развития в них промышленности или обслуживания транспорта (например, поселки при железнодорожных станциях). Широкое распространение получают аграрно-индустриальные поселки, которые производят и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию.
В ряде районов создаются сезонные обитаемые пункты — полевые станы на дальних полях пашни и сенокосах, используемые в периоды самых напряженных сельскохозяйственных работ, «летники» и «зимники» в районах отгонно-пастбищного животноводства, одиночные строения для промысловиков — охотников и рыболовов, небольшие лесопромышленные поселения.
При освоении полезных ископаемых в районах с экстремальными условиями строят вахтенные поселки, на которые сменный персонал доставляют воздушным или вездеходным наземным транспортом.
С развитием промышленного и транспортного строительства в малозаселенных районах появились мобильные поселки для временного размещения строителей, буровых бригад и геологоразведочных экспедиций.
Материалы по географии:
Транспорт
2006 2007 2008 Перевезено пассажиров транспортом общего пользования (млн. чел.) 203 184,2 186,8 Среднее количество поездок в годна 1 жителя 396 360 366 Перевозка пассажиров в г. Рязани осуществляется четырьмя видами транспорта: автомобильным (автобусы и маршрутные такси), троллейбусным, трамвайным ...
Южный берег Крыма
По климатическому режиму Южный берег в физико-географическом его понимании можно разделить на две части: восточную и западную. Климат восточной части (от Алушты до Феодосии) относится к типу засушливого и очень засушливого, с жарким летом и очень мягкой зимой. Среднегодовая температура воздуха 12°, ...
Сельское хозяйство
Разнообразный природные условия области позволяют развивать сельское хозяйство, как земледелие, так и животноводство. Во всероссийском масштабе сельское хозяйство области занимает скромное место, оно не составляет и 1% сельскохозяйственного производства. В Восточно-Сибирском экономическом районе ...