Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения. «Люди, — писал Н.Н. Баранский, — не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами».
Под миграцией населения понимается добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).
Причин миграции населения может быть несколько: неблагоприятная экономическая обстановка в стране, кризис, гражданские войны, экологическая катастрофа в данном регионе или государстве. Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить постоянное место жительство в развитой стране и т.д.
Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в средние века – прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее получили в эпоху капитализма.
Самый большой «миграционный взрыв» начался в XIX в. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу.
После второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу XX в. достигли масштабов нового «миграционного взрыва». Как и прежде, основной мотив таких миграций — экономический, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни. Такие миграции получили название трудовых миграций. Основной поток таких трудовых эмигрантов направляется из развивающихся в экономически развитые страны. Но трудовые миграции существуют также между экономически развитыми и между развивающимися странами.
Главная причина такого рода международных миграций рабочей силы — большой разрыв в уровнях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами
Основную роль в современном международном движении населения играют миграции, также вызванные экономическими мотивами. В поисках желаемой работы и соответствующего уровня жизни люди переезжают из страны в страну, причем срок пребывания в стране приезда может варьироваться от нескольких часов или дней до десятилетий. Масштабы трудовой миграции в мире постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира.
Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.
Во второй половине прошлого столетия сформировались современные центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д’Ивуар.
Материалы по географии:
Автодорожный транспорт
Вверху: Понте 25 апреля видно из замка вала. Рекой Тахо (Рио-Тежу) в Лиссабоне составляет примерно 2 км широкой и до 1966 года не было моста через дорогу от города на южном берегу. До сих пор самые низкие фиксированные ссылки на реке был в Вила-Франка-де-Шира, около 32 км к северу от города, где до ...
Отрасли специализации
Основой формирования хозяйства Сибирского федерального округа является топливно-энергетический комплекс, ему принадлежит важнейшая районообразующая роль. Отраслью рыночной специализации является угольная промышленность. Регион производит 79,4% угля России. Только Кузбасс дает 55,4% общероссийской д ...
Способы хранения информации
Для управления земельными ресурсами на любом административно-территориальном уровне необходим комплекс земельно-кадастровых данных, так как для всех иерархических управленческих ступеней требуются сведения о пространственных характеристиках территории и совокупности количественных и качественных по ...