Агропромышленный комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства области, от эффективной работы которого во многом зависит стабильность экономической, социальной и политической ситуации в обществе.
В 2000 году в сельском хозяйстве имелось 10617 тыс.гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 5997 тыс.гектаров пашни. Посевные площади сельскохозяйственных культур составили 4446 тыс.гектаров, в том числе зерновых – 3150 тыс.гектаров. В производстве и переработке сельскохозяйственной продукции занято более 170 тыс.человек. Стоимость основных фондов сельхозпредприятий составляет около 23 млрд.рублей.
Производством продукции сельского хозяйства занимаются 637 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 7,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, более 270 тыс. личных подсобных хозяйств.
Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно избрали различные организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, образовав акционерные общества (открытые – ОАО и закрытые – ЗАО), общества с ограниченной ответственностью – ООО, товарищества на вере – ТНВ, сельскохозяйственные производственные кооперативы - СПК (колхозы и артели).
Однако неподготовленный бессистемный переход к рыночным отношениям, сокращение государственной поддержки, удорожание и недостаток кредитных ресурсов, а главное значительный диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им промышленные ресурсы (8–10 раз), особенно теплоэнергоресурсы, крайне усугубили положение в отрасли.
Предприятия-переработчики, являющиеся по сути монополистами, закупали у сельхозтоваропроизводителей сырье по низким ценам, что не позволяло последним осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. Это привело к недостатку оборотных средств, сокращению инвестиций, уменьшению объемов применяемых минеральных удобрений, увеличению нагрузки на технику, снижению уровня реальной заработной платы. Ухудшились демографическая обстановка на селе и социально-экономическое положение работников сельского хозяйства.
Вышеперечисленные факторы отрицательно отразились на объемах производства в сравнении с дореформенным периодом.
Обеспеченность населения области согласно медицинским нормам продуктами питания составила в настоящее время по молоку – 68,1 процента, по мясу – 58,1 процента, по яйцу – 70,3 процента (Российская Федерация соответственно – 55,3; 60,8; 76,5 процента).
Изменилась структура сельскохозяйственного производства – доля личных хозяйств населения возросла с 20,5 процента в 1990 году до 45,3 процента в 1999 году.
В 2000 году в агропромышленном комплексе сделаны первые шаги по преодолению кризиса: увеличилась доля прибыльных предприятий, наблюдается рост поголовья скота, наметилась тенденция к сокращению долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами.
Значительную роль в этом сыграла финансовая поддержка администрации области сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности.
Принятые меры позволили увеличить посевные площади зерновых на 500 тыс. гектаров к уровню 1999 года и довести их до 3,1 млн. гектаров, сохранить посевы от саранчи, провести химическую обработку на площади 1019 тыс. гектаров.
Вместе с тем сельскохозяйственное производство продолжает оставаться неустойчивым, высока его зависимость от природно-климатических условий, от экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации.
Материалы по географии:
Макроэкономика
Банковская деятельность регламентируется: законом «О Банке Литвы» (в редакции от 13 марта 2000г. №IX-205), законом «О коммерческих банках» (от 21 дек. 1994г. №1-720) и законом «О превенции отмывания денег» (в редакции от 28 марта 2006г. №IX-821). В 1990г. Сеймом была принята и ратифицирована Конвен ...
Динамика развития нефтеперерабатывающей
промышленности Западно-Сибирского региона
Создание нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири занимает особое место в развитии нефтегазовой отрасли и всей экономики страны. В силу специфики природных и климатических условий региона была принята упрощённая схема переработки нефтяного газа с минимальным ассортиментом продукции: сухо ...
Территориальная эволюция государства
Рассмотрим историческую эволюцию корейских провинций [10]. Провинции (до) были основной административно-территориальной единицей Кореи начиная с периода правления династии Когурё в начале XI в, им предшествовало деление страны на чу и мок, берущее начало в периоде государства Силла, поздний VII век ...