Роль и содержание машиностроительного комплекса

Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.

На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение – наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроение и др.) [табл. 1], по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоёмкого, трудоёмкого, наукоёмкого машиностроения), а также по времени возникновения, условно подразделяя отрасли машиностроения на «старые» (традиционные), «новые», относящиеся к первому этапу НТР, и «новейшие», возникшие уже в годы второго этапа НТР.

Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.

В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения – электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли.


Материалы по географии:

Хозяйство
Еще с глубокой древности территория Армении стала важным центром хозяйственной деятельности человека. Археологические раскопки близ Эчмиадзина свидетельствуют о том, что в V–IV тысячелетиях до н.э. здесь существовала медная металлургия, а одним из основных занятий населения в неолите было земледели ...

Два компонента миграции и два типа общин
Исследуя миграцию и связанные с ней материальные, финансовые и людские потоки, имеет смысл разделить эти потоки на постоянную и переменную составляющие. Применительно к миграции постоянной составляющей будет миграция с приобретением гражданства (сменой места жительства при внутренней миграции) и не ...

Авиационный транспорт
Международный аэропорт Лиссабона в настоящее время находится на Портела де Sacavém, всего в 7 км к северо-востоку от центра города. Действительно, вблизи аэродрома в городе такова, что самолет на глиссаде с юго-запада неправильным переходить большой больницы, несколько школ и основные читаль ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru