Городская агломерация

Информация о географии » Городская агломерация

Страница 1

Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.

Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.

С экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких неудобств.

Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.

- Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.

Вопрос о формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой – встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.

Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.

Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки развития городских агломерации.

С уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.

Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий.

Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):

Укрупненная схема базового сценария развития РФ на средне- и долгосрочную перспективу

Рис. 1. Укрупненная схема базового сценария развития РФ на средне- и долгосрочную перспективу

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Основные туры по району
Направление потоков Одним из самых популярных у иностранных туристов городом является столица Финляндии Хельсинки. Также популярны и другие крупные города: Тампере, Турку, Оулу, Куопио и Порвоо. Среди достопримечательностей и памятников природы Финляндии следует отметить гору Аавасакса (Aavasaksa), ...

Аргентина
Официальное название Аргентинская Республика. Географическое положение Государство расположено на юго-востоке Южной Америки. Общая площадь составляет 2 780 092 км2. Аргентине принадлежит часть острова Огненная Земля и несколько небольших островов, а также она претендует на часть Антарктиды. Аргенти ...

Оазисный эффект
В качестве примера можно рассмотреть климатическую обстановку оазиса Ширмахера. Поверхность ледникового щита вблизи оазиса почти лишена покрова снега, т. е. на расстоянии свыше 10 км к югу и до высоты 1000 м над ним. В разгар антарктического лета поверхность льда буквально залита талыми водами, сте ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru