Транспортный комплекс

Страница 1

1.Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутствия рек широкого направления (кроме Верхней Волги и Камы) а также из-за продолжительного ледостава на наших реках. Морской транспорт, лишенный государственной помощи, теперь в значительной мере работает на международных трассах и доходов стране не дает.

Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающим межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущая роль перед другими видами транспорта объясняется действием двух факторов: технико-экономическими преимуществами и совпадением направлений основных грузопотоков с конфигурацией территории страны (главное направление «запад-восток» через всю Россию и направление «север-юг» на европейской территории).

Железные дороги обеспечивают основные грузопотоки не только между регионами России, но и между Россией и странами СНГ. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от погоды, времени года, суток. Позволяет сэкономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги.

Строительство железных дорог в России началось в середине прошлого века, но размаха достигло лишь к концу века, когда грузооборот железных дорог превысил соответствующие показатели традиционных для России гужевого и речного транспорта, а к 1913 г. превзошел грузооборот речного в 6 раз. Тогда дорога строилась в первую очередь для обеспечения связей Центра России с основными сырьевыми и продовольственными базами, а также морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. В это же время велось строительство железных дорог для связи Урала с Центром и Северо-Западом, началось строительство железных дорог в Среднюю Азию и Сибирь.

В советский период основное строительство переместилось на Восток страны. Так, крупнейшей стройкой первой пятилетки было создание Турксиба, что послужило активизации хозяйственного строительства в республиках Средней Азии. В годы Отечественной войны была построена Печорская магистраль, давшая возможность освоения богатств Тимано-Печорского бассейна, а также «Волжская рокада», линия Кизляр – Астрахань, железные дороги из Казахстана на Урал.

Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком велось строительство дублеров Транссибирской магистрали: Южно-Сибирской и Байкало-Амурской магистрали. Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70 – 80-х гг. была построена крупная северная железная дорога Тюмень-Сургут, Нижневартовск – Уренгой – Ямбург. Завершено строительство железных дорог по периметру западных и восточных границ бывшего СССР.

Сейчас в стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере строится Арктическая магистраль Лабышнанги– Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке – Амуро-Якутская.

В структуре грузооборота железных дорог на первом месте находятся уголь и кокс, на втором – минеральные строительные материалы, а на третьем месте – нефтяные грузы. Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Климат Перупнистративный ресурсный население
Средняя температура на побережье Перу колеблется от + 14°С до + 27°С, осадков выпадает до 3000 мм в год, тогда как в высокогорьях или в сьерре обычно прохладно, солнечно и сухо большую часть года. Средняя температура здесь изменяется от + 9°С до + 18°С. С декабря по май в сьерре сезон дождей, осадк ...

Животный и растительный мир
Флора и фауна из-за суровости климата тундры не разнообразны. Но так как нижние ярусы плоскогорья занимает тайга, а животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры, собственно как и растительный, на Юкагирском плоскогорье можно встретить: рысь, росомаху, бурундука, соболя, белку. ...

Изменения животного мира
водохранилище равнинный водоем Особенностью влияния гидростроительства на природные комплексы и их компоненты является создание в пределах территории влияния новых экосистем, которые имеют иной качественный и количественный уровни круговорота веществ в природе. (Вендров, Дьяконов, 1976) Создание во ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru