Региональная политика государства

Страница 1

1.Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации стали различаться более чем в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические диспропорции во многом порождаются объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций.

Важным элементом региональной политики должен стать экономический федерализм, он содержит два основных положения: 1) сближение уровней социально-экономического развития республик и регионов РФ; 2) создание единого экономического пространства России.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В некоторых регионах, являющихся субъектами федерации, доля собственных налогов, направляемых в госбюджет, совсем невелика в сравнении с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти различия целиком зависят от величины доходов регионов. Свердловская область, Башкортостан, Татарстан являются донорами, а Дагестан – депрессивный район.

2. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

- Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

- Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

- Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

- Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

Страницы: 1 2


Материалы по географии:

Вывод
Итак, республика Карелия - субъект Российской Федерации, расположена в европейской части страны, занимает 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Свою историю республика ведет с момента образования Олонецкой губернии 20 мая 1784 года. В пределах Российской Федерации Карелия отнесена к единной физи ...

Фауна Атлантического океана. Условия существования, эндемики и характерные представители Борео-Атлантической, Тропико-Атлантической и Антарктической областей
ареал расселение фауна степь атлантический Антарктическая область Область холодных южных вод, омывающих покрытый огромным ледяным щитом антарктический материк. Между 60—50° ю. ш., лишь местами несколько заходя к северу и спускаясь немного к югу, проходит граница плавающих льдов. К северу от нее леж ...

Транспортный комплекс
Транспортная система Северо–Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт. Крупным железнодорожным узлом я ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru