Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, то есть осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта — практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики.
Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности и страховании). Специфически японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникнет достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологий, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот.
К концу 60-х годов в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В середине 60-х годов исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.
В 70-х годах два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии, промышленность которой работает на привозном сырье и топливе, острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973-1974 гг. импортные цены выросли в 2.1 раза, в 1979-1980 гг. - на 86%.
К тому же в 70-х годах были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности, в конечном счете, привели к удорожанию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капиталоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину, норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).
Промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была проведена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.
Материалы по географии:
Этногеографическая характеристика региона
Численность населения Национальный состав на 31.12.2009 · финны 93,47 % (5 183 058) · русские 0,51 % (26 909) · эстонцы 0,42 % (22 604) · шведы 0,16 % (8 439) Иностранных граждан в Финляндии было 2,7 %, а родившихся не в Финляндии 4,1 %. Самые крупные национальные меньшинства: финские шведы (около ...
“Внеледниковая” Гренландия
Что касается не покрытой оледенением поверхности острова, то она представляет собой узкую, не превышающую 150-200 км прибрежную полосу, которая состоит из чередующихся горных цепей и плато; на ней, собственно, и обитает в Гренландии все живое[4]. Географически “внеледниковая” Гренландия разделяется ...
Транспорт
В районе развиваются все виды транспорта. Ведущим является водный, так как он играет основную роль в международных связях и торговле. К наиболее значительным морским портовым городам относятся Одесса, Ильичевск, Южный, Николаев, Херсон, Евпатория, Керчь, Ялта, Феодосия, Севастополь, к речным – Изма ...