Суточный режим стока горно-ледниковых рек Алтая

Информация о географии » Режим стока горно-ледниковых рек » Суточный режим стока горно-ледниковых рек Алтая

Страница 5

Вот, например, как это может быть сделано по характеристике реки. Отметив, что наша область (например, Томская) богата внутренними водами и что главная река в области Томь, учитель предлагает найти ее на карте. Затем на классной доске он записывает план характеристики реки (географическое положение, где начинается, направление течения, куда впадает, зависимость направления и характера течения от рельефа) и показывает, как надо по плану дать описание Томи. В связи с этим учитель рассказывает различные детали о реке, могущие вызвать интерес у учащихся (глубина, скорость течения, ширина русла и т.д.).

Для последующих самостоятельных упражнений учащихся в классе и дома используются в первую очередь крупнейшие реки мира и нашей страны (Волга, Енисей, Миссисипи с Миссури).

В заключение могут быть даны и более сложные задания, например на сравнение двух рек по сходству или по отличию, по отдельным признакам и в целом.

Изучая тему «Внутренние воды России» в 8 классе, учащиеся знакомятся с общими чертами рек и озер нашей страны. Они получают понятия о густоте речной сети РФ, о зависимости характера течения и режима рек от рельефа и климата, об их хозяйственном значении [30].

Более углубленное изучение рек в курсе географии РФ по сравнению с курсом географии материков достигается путем введения в общем физико-географическом обзоре РФ ряда новых общих понятий: о падении реки, о влиянии климата на режимы рек, о расходе и годовом стоке реки, о преобразовании стока, о базисе эрозии и развитии речной долины, о твердом стоке.

Все эти общие понятия формируются в связи с усвоением фактических знаний о реках РФ, на их основе. Тем самым создается возможность для понимания учащимися зависимостей вод суши от рельефа, горных пород, слагающих земную поверхность, и климата, а также определяемых этими зависимостями особенностей рек РФ.

После краткого повторения общих понятий о водах суши, известных учащимся из курса географии материков, проводится работа по физической карте РФ по выявлению закономерностей размещения речной сети РФ и определению основных бассейнов и водоразделов. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с главнейшими реками России и определяют их положение на карте.

Затем даются понятия о падении и уклоне реки. На конкретных примерах отдельных рек России учащиеся учатся определять средний уклон реки и устанавливают зависимость характера течения рек от рельефа. Выявление зависимости скорости их течения от уклона рек позволяет рассмотреть развитие речной долины по продольному профилю. Выясняются различия уклона и скорости течения в разных частях реки и зависимость от скорости размывающей силы воды и глубины врезания русла реки в дно долины. Учащиеся подводятся к пониманию процессов, происходящих в верхнем, среднем и нижнем течениях реки. Далее выявляются зависимости свойств рек от климата, формируются понятия о питании и режиме рек.

Анализ климатической карты России помогает установить географические различия в соотношении источников питания рек РФ и подвести учащихся к понятию режима реки. Рассматриваются особенности режима различных типов рек; в ходе рассмотрения учащиеся упражняются в самостоятельной характеристике режима отдельных рек на основе физической и климатической карт РФ. Формирование общего понятия о расходе воды и годовом стоке рек сочетается с характеристикой водоносности рек РФ и упражнениями учащихся по вычислению годового стока отдельных рек. Большое значение имеет выяснение возможностей хозяйственного использования рек, прежде всего как источников энергоресурсов. Рассмотрение рек России в общем обзоре завершается изучением базиса эрозии и развития речной долины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Материалы по географии:

Открытие, ход и результаты генерального межевания
Подготовительные меры к генеральному межеванию: набор землемеров и инструментов, открытие межевых контор, публикации и пр.; открытие генерального межевания, межевые партии; распространение межевания по губерниям, его продолжительность, число споров, число обмежеванных дач, стоимость межевания; затр ...

Социальное состояние общества
После Второй мировой войны разрушенная бомбардировками Британия на международной арене отошла на второй план по сравнению с США. В 1940-1970-е гг. получили независимость почти все британские колонии. Лейбористская партия оттеснила либеральную и после Второй мировой войны правительство попеременно ф ...

Ресурсные регионы Аляски
Несмотря на зигзаги мнений, суждений, сомнений, опыт Аляски можно считать весьма поучительным примером освоения ресурсных регионов. Он показал возможность эффективного решения здешних политико-экономических, социально-экономических и социально-культурных проблем; в этом отношении он служит упреком ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru