Суточный режим стока горно-ледниковых рек Алтая

Информация о географии » Режим стока горно-ледниковых рек » Суточный режим стока горно-ледниковых рек Алтая

Страница 4

Для установления связи между направлением течения Волги и уклоном территории, по которой она протекает, учащимся предлагается определить абсолютные высоты ее истока и устья. Из этого делается вывод о причинах такого направления течения Волги. Далее вводятся понятия правого и левого берега, а за ними – правого и левого притоков, при этом опять-таки используются местные примеры. Местный материал может быть использован и при проведении практических работ. Для упражнений в определении направлений уклонов и в чтении рельефа по плану могут быть использованы наряду с печатными топографическими картами местные планы, составленные учащимися VIII класса [9].

Опорой для формирования общих понятий могут служить не только краеведческие, но и другие знания, приобретенные в курсе природоведения. Это один из важных факторов активизации работы учащихся по данным темам. Например, на уроке по теме «Температура и соленость вод океанов» учитель, сказав о том, что морская вода соленая и сколько содержится в ней соли, предлагает учащимся самим объяснить причины солености морской воды. Они могут это сделать, так как из курса природоведения им известно, что вода является растворителем, и знают, какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде.

По ряду вопросов в теме «Гидросфера» краеведческий принцип обучения использовать невозможно, так как рассматриваемые процессы и явления нельзя наблюдать в окружении школы. К тому же о многих из них очень трудно создать у учащихся правильные представления. Поэтому при изучении таких вопросов особенно необходимо использовать различные средства наглядности обучения.

Демонстрация наглядных пособий может сочетаться с разбором рисунков в учебнике и схем, выполненных учителем на классной доске. Это позволит вычленить существенные признаки изучаемых объектов. Так, показав учащимся на стенной картине водопад и пороги на реке, учитель может вычертить на доске схему, на которой изобразить стадии перехода от водопада к порогам (рис. 1).

Рис. 1 - Схема перехода от водопада к порогам [9]

Использование средств наглядности в обучении облегчает учащимся понимание сложных явлений, изучаемых в данных темах, и вместе с тем создает благоприятные возможности для самостоятельной работы в классе и дома. Учащимся можно дать задания изготовить макеты из пластилина, составить описание каких-либо объектов по рисункам в учебнике и т.д. Вопросы при закреплении и проверке знаний учитель также может задавать на основе наглядных пособий.

Важное место на уроках по теме «Гидросфера» занимают практические работы с географической картой [18]. Первоначально проводятся более простые упражнения, затем работа с картой усложняется. К примеру, учащимся предлагается найти на карте один из указанных в программе географических объектов и охарактеризовать его (например: «Найдите Баренцево море, определите его глубину, охарактеризуйте его берега»). В целях облегчения запоминания номенклатуры и усвоения карты применяются работа с контурной картой, рассказы учителя в связи с характеристикой объектов, об их исследовании, а также раскрытие некоторых географических названий. Особенно большое значение имеет обучение учащихся описанию географических объектов по типовому плану на основе карты. Последовательность этой работы обычно такая: запись плана характеристики объекта, показ учителем, как им пользоваться, и раскрытие пунктов плана, упражнения учащихся. В качестве объектов для показа и упражнения могут быть использованы местные объекты, а также номенклатура, указанная в программе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Материалы по географии:

Национальные парки и заповедники Байкала
К мысли о необходимости активно защищать природу от самих себя люди пришли достаточно давно - еще в XIX веке. Нельзя сказать, что с тех пор в этом благородном деле удалось ощутимо преуспеть, но благодаря природоохранному движению, на Земле еще сохранились участки относительно Дикой Природы. Природо ...

Природа
Македония – горная страна. Расположена в пределах двух крупных горных систем: на крайнем западе более высоких гор Пинд, являющихся продолжением Динарского нагорья, и более низких Родоп – в центре и на востоке. Эти горные системы разделены долиной р.Вардар. Наиболее высокие горные хребты образуют ес ...

Состояние окружающей среды
Раздел подготовлен к. б. н. Т.М. Флоринской, анализ проведен на основании опубликованных данных. Современное состояние окружающей среды Северо-Западного региона сформировалось под воздействием природных и техногенных процессов, обусловленных промышленно-транспортным комплексом и сельскохозяйственны ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru