В современной Украине все большую актуальность приобретают вопросы сбалансированного регионального экономического развития локальных территориально-производственных комплексов, каковыми являются промышленные узлы и агломерации. Они сформировались на основе действия ряда объективных экономических законов, которые условно можно разделить на универсальные, общие и специальные. Среди общих экономических законов, влияющих на формирование промышленных агломераций, целесообразно назвать закон адекватности производственных отношений уровню и характеру производительных сил, закон разделения труда, закон концентрации, закон специализации, закон конкуренции, закон неравномерности экономического развития, закон роста производительности труда, закон пропорциональности и др.. Группа специальных законов функционирования промышленных агломераций включает в себя закон географического деления и интеграции труда, закон региональной конкурентоспособности, закон территориальной концентрации, закон территориальной дифференциации и территориальной интеграции, закон территориальной комплексности и закон территориальной пропорциональности.
Понятие "закономерность регионального экономического развития" можно определить как целостное действие нескольких специальных законов, выражающих совокупность отношений между деятельностью людей и территорией, на которой она происходит. Существует как общий набор экономических закономерностей, присущих разнообразным региональным образованиям, так и специальный, отображающий развитие отдельных территориально-производственных комплексов, в частности промышленных агломераций.
Вопросам поиска основных экономических закономерностей формирования и развития промышленных агломераций посвящены работы А. Ю. Пробста, М. М. Паламарчука, Л. Н. Корецкого, А. Т. Хрущева, С. И. Ищука, В. И. Захарченко (раскрыта система общих закономерностей формирования локальных территориально-производственных комплексов). В работах Б. М. Данилишина, Н. Т. Агафонова, М. В. Удальцовой, А. И. Доценко, А. В. Степаненко, Г. П. Пидгрушного освещены экономические закономерности формирования промышленных агломераций.
Среди зарубежных авторов к теме экономической закономерности формирования и принципов развития промышленных агломераций обращались А. Вебер, У. Айзард, М. Фуджита и Ж.-Ф. Тисе, Д. Старретт, Н. Калдор, А. Маршалл, К. Матсияма, Р. Холл, С. Джонс, Э. Милль и др. Однако комплексный анализ закономерностей формирования и принципов развития промышленных агломераций еще не проводился.
Целью работы являются выделение и систематизация экономических закономерностей формирования промышленных агломераций и принципов их развития, которые рассматриваются нами как форма территориального сосредоточения производства, сформировавшаяся на основе урбанизированной концентрированной системы расселения и характеризующаяся высокой экономической эффективностью развития промышленности. Задачей данного исследования являются анализ взглядов разных ученых по данной проблематике, обоснование на их базе интегральных экономических закономерностей и очерчивание основных принципов развития промышленных агломераций.
В работе осуществлен обзор и систематизация представлений разных ученых-экономистов о закономерности формирования промышленных агломераций, выделен ряд универсальной закономерности формирования и регионального развития образований промышленных агломераций и на основе отмеченной закономерности разработан ряд принципов развития промышленных агломераций.
Материалы по географии:
Оазисный эффект
В качестве примера можно рассмотреть климатическую обстановку оазиса Ширмахера. Поверхность ледникового щита вблизи оазиса почти лишена покрова снега, т. е. на расстоянии свыше 10 км к югу и до высоты 1000 м над ним. В разгар антарктического лета поверхность льда буквально залита талыми водами, сте ...
Особенности
территориальной организации транспортной системы
Главные транспортные ворота области — Магаданский морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов. Вблизи города Магадан находится международный аэропорт «Магадан» (п.Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты. Протяжённость ав ...
География Крыма
Границы и географическое положение. Автономная Республика Крым (с 1954 г. по 1991 г. Крымская область) является частью Украины. Административные границы на севере проходят по Перекопскому валу и Сивашу. На северо-востоке полуострова находится длинная песчаная коса - Арабатская стрелка, и ее северна ...